П
Страница 9

Префект

(от лат. praefectus - начальник) - 1) в Древнем Риме -административная судебная или военная должность, а также лицо, ее исполняющее; 2) во Франции и других стра­нах - высший правительственный чиновник в департаменте или в иной крупной административно-территориальной едини­це; 3) начальник городской полиции в некоторых странах.

Провокация (политическая, военная) -

способ достижения определенных политических целей путем организации тех или иных акций против противоположной стороны для вызова выгодных ответных мер (в том числе иррациональных реше­ний) и использование наступающих последствий для оправ­дания своих дальнейших действий. Выполняет ряд функций: предлога (для сокрытия истинного виновника наступающих событий); оправдания превентивных действий; дестабилиза­ции внутренней или внешнеполитической обстановки; дискре­дитации государств, партий, общественно-политических дви­жений, их лидеров; дезинформации и т. п.

Отличительными особенностями всякой П. (по сравнению с инцидентом, недоразумением) являются: а) наличие у субъекта П. конкретной целевой установки на проведение провокационной акции; б) целенаправленная подготовитель­ная или подстрекательская деятельность; в) наличие соот­ветствующим образом организованного аппарата, предназна­ченного для осуществления подобных акций.

По используемым средствам и способам осуществления П. классифицируются: на террористические акты; односторонние нарушения международных договоров; подстрекательские заявления и дезинформацию; комбинированные разведыва­тельные и диверсионные акции; массовые политические кам­пании; военные провокации и др.

Наиболее опасным видом П. являются военные провока­ции, так как всегда ведут, как правило, к эскалации насилия и происходят с применением вооруженной силы. К ним отно­сятся: перемещение войск и сил флота у границ суверенных государств; оказание помощи агрессивно настроенным против третьих стран режимам; создание образцов вооружений, дестабилизирующих ситуацию; собственно вооруженные провокации (нарушение воздушного пространства и территориальных вод, засылка на территорию другого государства бандформирований и специальных подразделений, обстрел кораблей, самолетов противостоящей стороны и пр.).

По масштабу используемых сил и характеру последст­вий П. подразделяются: на провокации локальные, региональные, глобальные.

Прогнозирование политическое -

специальное научное ис­следование конкретных политических процессов, явлений, событий, в результате которых из одних уже известных све­дений о прошлом и настоящем получают представления о возможных состояниях прогнозируемого объекта. Объектом П. п. выступают внутренняя и внешняя политика, а предме­том - познание возможных состоянии политических явлений и процессов. В П. п. выделяются теоретико-познавательная и управленческая (связанная с возможностью принятия решения) стороны. В связи с этим различают поисковый (опреде­ление возможных состояний того или иного политического явления) и нормативный (выяснение путей и сроков достиже­ния возможных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей) типы прогноза. Существуют оперативные среднесрочные и долгосрочные (перспективные) про­гнозы в политике. Основными этапами П. п. являются: опре­деление предпрогнозной ситуации (программы исследования); создание исходной (базовой) модели прогнозируемого объек­та методом системного анализа; сбор данных прогнозного фона; построение динамических рядов показателей будущих, прогнозных моделей; вычленение серии предварительных поисковых моделей; построение серии предварительных нор­мативных моделей прогнозируемого объекта; оценка досто­верности и точности прогнозирования; выработка рекоменда­ций для решений; разбор (экспертиза) подготовленного прогноза; вновь предпрогнозная ориентация. П. п. находится в тесной взаимосвязи с другими видами прогнозирования (экономическим, социальным и др.). Предполагает широкое использование достижений политической науки, современных методик, вычислительной техники.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Другие публикации:

Политика взаимоотношения государства и рынка
Однако в отличие от традиционного подхода, основанного на анализе степени участия государства в регулировании рыночных процессов, осознание обоюдного влияния сторон - конституирования государством рынка и участия рынка в формулировании по ...

Современные представления о конфликте
Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречи ...

Законодательная власть
По конституции, единственным законодательным органом Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей (500 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Выборы в обе палаты - прямые, право голоса имеют все гражд ...