ПСтраница 5
Как явление в жизни каждого конкретного общества П. п. формируется с признанием естественности разнообразия возможных путей и форм развития общества, а также необходимости цивилизованных способов преодоления противоречий между силами, участвующими в этом процессе. Среди условий существования П. п. выделяются: правовое закрепление состояния и механизмов П. п.; действие различных политических сил и движений в рамках конституции и общественного выбора; развитое состояние дифференциации социальных интересов различных слоев и групп общества; наличие механизмов, сдерживающих централизацию и концентрацию государственного управления; наличие органичной связи деятельности различных политических сил с национальными и культурными традициями, народа и др. Реализуясь главным образом в сфере политических отношений, П. п. имеет и свои принципы: равенство на осуществление противоречивых возможностей развития до их общественной экспертизы; естественность, состязательность и конкуренцию противоборствующих сил и движений; автономность и самостоятельность субъектов политических отношений; культурное, корректное и ненасильственное разрешение конфликтов и преодоление противоречий; отказ от любых форм политического насилия и диктатуры; решение наиболее важных вопросов на основе политического консенсуса; готовность к компромиссам и наличие терпимости к инакомыслию.
В каждом конкретном обществе П. п. реализуется в зависимости от его особенностей, выражающихся: в степени огосударствления общественной жизни и дифференциации интересов в нем различных групп и слоев трудящихся; развитости демократического опыта и политической культуры; профессионализме политического управления государством и организациями вновь вовлекаемыми в этот процесс людьми; степени открытости общества мировому опыту, демократическим ценностям других государств, уровню идеологизации всех сфер его жизни и деятельности.
Антипод П. п. - политический монополизм, развивающийся в системах авторитарного и тоталитарного плана.
Политический процесс
- последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, изменяющихся в пространственно-временном континууме.
Являясь по своей природе сложным социально-политическим явлением, П. п. строго детерминирован социально-экономическими, культурными, общественно-психологическими, идеологическими особенностями участников конкретных политических отношений, которые, в свою очередь, выступают субъектами этих процессов. Объектом П. п. могут становиться: характер межгосударственных отношений, государственное управление, партийная стратегия и тактика, вопросы политического участия объединений и граждан в политических отношениях, политическое лидерство, изменение соотношения политических сил, выборы и т. п. явления политической жизни. В зависимости от динамики и сфер протекания П. п. делятся: а) на вертикальные, связанные с реализацией властных отношений и основанные на деятельности по достижению и удержанию политического господства, и горизонтальные, имеющие в виду достижения политического консенсуса на базе «согласования» взаимодополняющих позиций или «культурного торга» в принципе равноправных политических сил; б) конфликтные, связанные с активным взаимопротиводействием субъектов П. п., и бесконфликтные, основанные на наличии консенсуса как достигнутого факта в отношениях (либо в результате полной легитимации деятельности участвующих в П. п. сил либо в результате отчуждения противостоящих руководству политических сил от активного участия в П. п.; в) внутриполитические и внешнеполитические, связанные главным образом с рассмотрением одного или нескольких государств как главных субъектов П. п. и т. д.
Среди факторов, влияющих на характер П. п., можно выделить: уровень политической культуры всего общества и составляющих его частей, которая выступает главной характеристикой динамики и результатом функционирования социально-политических, процессов; приверженность участников П. п. традициям; сложившуюся социально-политическую структуру общества; степень дифференциации интересов различных слоев и групп общества; стиль политики (совокупность стандартных процедур выработки и принятия решения), зависящий главным образом от воплощенного политического режима и типа государства. Так, например, в зависимости от стиля проводимой политики П. п. можно типизировать следующим образом: первый тип П. п. - консенсусного плана при пассивном реагировании на возникающие проблемы; второй - также консенсусный, но связанный с активным формулированием и решением проблем; третий - активный, в основе которого лежит активная роль государства как в формулировании проблем, так и в вынужденной интеграции процессов субъектов П. п.; четвертый - реагирующий, пассивный в смысле постановки проблем, но основанный на активном преодолении сопротивления заинтересованных групп.
Другие публикации:
Создание ОАГ и заключение межамериканского договора о взаимной помощи
ОАГ — международная региональная организация, объединяющая более 30 государств Западного полушария США, страны Латинской Америки и Карибского бассейна. В нынешнем виде межамериканская система оформилась в первые послевоенные годы. В 1947 ...
Парламентские органы финансового контроля.
Согласно части 5 статьи 101 Конституции РФ Счётная палата РФ образуется палатами Федерального Собрания для осуществлением контроля за исполнением федерального бюджета. Статья 1 Федерального закона "О Счётной палате РФ" определяе ...
Демократический политический режим
Демократический политический режим представляет собой способ функционирование политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел ...