ПСтраница 7
По своему характеру, последствиям результаты П. н. могут быть конструктивными и деструктивными. Классификацию форм П. н. можно осуществить, принимая за основания компоненты его структуры. По субъекту П. н. оно подразделяется: на государственное и оппозиционное. По объекту П. н. выделяются формы внутригосударственного и межгосударственного П. н. По средствам формы П. н. делятся: на вооруженные, правовые, экономические, идеологические и др. В современных условиях в мире наблюдается тенденция уменьшения вооруженных средств П. н. и повышения правовых, экономических и идеологических.
Политическое сознание -
осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, социальными группами, классами, обществом). Содержанием П. с. выступает совокупность соответствующих знаний и оценок. По глубине отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: 1) теоретический - отличающийся ориентацией на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества. Он характерен для деятельности ученых, идеологов, политиков - выразителей интересов тех пли иных классов, слоев и сил и основан на выработке концепций, идей, теорий (воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и т. п.); 2) эмпирический - формируется преимущественно на почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жизни общества, которые отражаются в сумме наблюдений, представлений, настроений и чувств, возникающих у самих субъектов, участвующих в политическом процессе. П. с. выполняет две основные функции: познавательную (выработка и обогащение знаний о политике) и регулятивную (воздействие на политически значимое поведение социальных субъектов). П. с. носит, как правило, социально-классовый характер, поскольку выражает политические интересы классов, социальных слоев и групп. П. с. оказывает большое влияние на другие формы общественного сознания: экономическую, правовую, нравственную, философскую, религиозную, эстетическую. Многие элементы П. с. входят в политическую культуру (см. Политическая культура) и в ее составе способствуют реализации политико-воспитательных задач. Основным каналом распространения П. с. в современных условиях являются средства массовой информации, деятельность политических партий и движений, государственных и общественных институтов и учреждений.
Политической поддержки концепция -
распространенная в западной политологии концепция, означающая помощь, содействие в политической борьбе за власть или депутатские места в парламенте лидерам партий, представителям общественных движений со стороны своих организаций, инициативных групп и других участников политического процесса. П. п. к. сформулирована американскими исследователями Д. Истоном и Дж. Деннисом в 60-е годы. Она рассматривалась и использовалась в рамках концепции политической социализации личности.
Популизм
(от лат. populus – народ) - термин, означающий течение в политической жизни или «стиль в политике», возник в XIX в. в США. Носителями идей популизма являются определенные (чаще всего промежуточные) слои общества. Идейные течения популизма обладают весьма различным социальным содержанием: от программ «улучшенного» капитализма до революционно-демократических лозунгов, выходящих за буржуазные рамки. П. как тип идеологии близок к консервативно-романтической идейной традиции, буржуазному национализму и реформизму. Его левое крыло является составной частью течений демократизма. П. ориентирован в основном на решение политических задач: поиск массовой базы; манипуляцию избирателями, частичное перераспределение власти. Его основными признаками считаются: а) воспроизведение и отражение чаяний, социально-психологических ожиданий различных слоев общества; б) демагогическая апелляция к «народу»; в) использование принципа приоритета «воли народа»; г) стремление лидеров к прямым контактам с массами без посредничества каких-либо политических институтов. Примером П. в нашей жизни служит прямое обращение отдельных политических лидеров (В. Жириновский, Н. Травкин и др.) к широким слоям населения, использование их ожиданий в своих целях.
Другие публикации:
Форма государства Япония. Форма правления в Японии
Форма правления
- это способ организации институтов высшей власти, принципы взаимодействия между ними и роль населения в их формировании. Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами: способ формирования органов высше ...
Глава IV
Глобализация по сути своей оказалась отнюдь не такой «глобальной» (охватывающей с одной стороны все страны и регионы, а с другой – все области: экономику, социальные отношения, культуру и т.д.), не столь «универсальной» (имеющей единые, п ...
Кризис авторитарного режима и его либерализация
Кризис диктатуры может быть вызван обстоятельствами внутри- и внешнеполитического порядка. Кризис институтов авторитарного государства связан прежде всего с отсутствием преемственности. Как известно, авторитарная политическая система стро ...