Этапы развития рынка политического
консалтинга в Пермском краеСтраница 4
Второй этап развития профессии (конец 90-х-начало 2000-х гг.) - это время расцвета политического консалтинга. На данном этапе пермский рынок политического пиара продолжает бурно расти и достигает пика своего могущества. Это период чрезвычайно креативных кампаний. По мнению Константина Киселева, в течении этого этапа технология постепенно заменила собой публичную политику, в результате чего сформировался миф о всемогуществе технологии в политике, которому во многом способствовал сложившийся союз технологии и административного ресурса.
Однако как отмечает Константин Киселёв, этот период - время не только расцвета политического консалтинга, но и роста протестной активности. В связи с этим задачей политического консультанта становится направить "негативную массовую активность в конструктивное русло". Политтехнолог уже не просто шаман и знаток тайн, он становится гениальным специалистом. Настроения собственной значимости, субъектности в профессиональном сообществе усиливаются.
В начале 2000-х гг в Прикамье прошла череда региональных выборов - выборы главы города Перми 2000 г, выборы губернатора Пермской области 2000 г, выборы в Пермскую городскую Думу 2000 г, а также выборы депутатов Законодательного Собрания Пермской области 2001 г. Как отмечают эксперты, на этих выборах пермские политтехнологи проявили максимум креативности, применив тот инструментарий, который они разработали на протяжении 90-х гг. Особенно сильно проявили себя сотрудники рекламно-политического агентства "Кучер" (Григорий Куранов, Олег Черкесов, Андрей Кайсаров). На их счету победа Юрия Трутнева на губернаторских выборах, а также удачные избирательные кампании по выборам в Пермскую городскую Думу, региональный парламент, на пост мэра г. Перми и др.
В это же время пермские политтехнологи выходят за рамки регионального рынка - они оказываются востребованными в странах СНГ, в других регионах. Так, например, все тот же "Кучер" "засветился" в избирательных кампаниях в Санкт-Петербурге, Москве, Пензе, Сочи, Республики Коми, в Грузии. А директор "Центра избирательных технологий" Юрий Исаев с начала 2000-х гг. достаточно успешно участвует в избирательных кампаниях в странах Центральной Азии.
Ещё одной важной тенденцией, проявившейся на данном этапе, является вытеснение пермскими консультантами с рынка "иногородних" политтехнологов. Особенно сильно сдали свои позиции политтехнологи из Москвы. Московские имиджмейкерские фирмы "Никколо-М", "Лидер", "Имидж-контакт" и "Новоком" отметились проигрышем на губернаторских выборах 2000 г Геннадия Игумнова и Вадима Чебыкина. Основными причинами их неудачи пермские консультанты считают "незнание специфики пермского политического рынка, "пальцевеерные" технологии, снобизм и небрежность, полное игнорирование работы с людьми и высокомерие, а также поливание грязью оппонентов". Позиции екатеринбургских полититехнологов на пермском рынке на данном этапе несколько сильнее, нежели позиции их "коллег" из Москвы, однако "времена активной экспансии Екатеринбурга в политический рынок Перми (характерной для первого этапа) отошли в прошлое". Если московские политтехнологи отметились на прошедших выборах в негативном плане, то команда политконсультантов из Санкт-Петербурга заработала в целом положительные отзывы о своей работе [Команда из Питера работала на Семена Леви, и несмотря на поражение кандидата по объективным причинам, сама кампания (основанная на чистом позитиве) не оставила после себя неприятного осадка].
Для данного этапа характерной также стала "поголовная" запись в политические консультанты. Политический консалтинг часто выступает в качестве второй профессии для социологов, политологов, психологов и журналистов, которые, имея другое постоянное место работы, периодически участвуют в избирательных кампаниях. В целом, одним из распространенных заблуждений, обычных для Перми, и в целом для России, является смешение понятий "журналистика" и "паблик рилейшнз". Как отмечает Сергей Ильин, причиной этого являются журналисты, которые "до сих пор считают пиарщиков ненужными посредниками, которые ухватывают самые жирные куски из избирательного фонда кандидата". Среди журналистов, занимающихся политическим консалтингом, наиболее известной фигурой является Ирина Колущинская.
Другие публикации:
Законодательная
власть
Законодательная власть Федерации осуществляется двухпалатным парламентом, состоящим из Национального Совета (Nationalrat) и Федерального Совета (Bundesrat). Национальный совет является нижней палатой и избирается народом Федерации в соотве ...
Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах.
Аристотель (384-322 гг. до н.э), ученик и критик Платона, один из самых универсальных мыслителей в истории. Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких с ...
Партии в политической системе. Общественно-политические движения
Характерной чертой прошедшего столетия стало появление массовых общественных движений. Этот феномен олицетворял собой выход на авансцену истории сотен миллионов людей в качестве участников созидательной деятельности и субъектов политическ ...