Терроризм в национальных и международных конфликтах
Страница 1

Политические публикации » Терроризм как мировая проблема » Терроризм в национальных и международных конфликтах

В последнее время все чаще выпуски новостей начинаются с сообщений о террористических актах. Терроризм приобретает острые формы, и к нему начинают чаще прибегать в предкризисные и кризисные периоды развития общества. Для предкризисного периода характерен террор, что является безусловным показателем социального благополучия и возможных грандиозных перемен. Внутринациональный терроризм свойствен не только тому периоду, когда общество переходит от демократии к тоталитаризму, но и вообще тем временам, когда происходит крутой перелом, например, переход от тоталитаризма к демократии. Можно утверждать, что это имеет место всегда, когда ослабевает власть, центральная и местная, ведущие государственные и общественные институты, формальный и неформальный социальный контроль, когда происходит смена идеологий и нравственных ориентиров и возрастает напряженность и тревожность в обществе. Это всегда вызывает рост насилия, в том числе такого опасного, как терроризм, с которым государство может не справляться, или справляться с огромным трудом, имея в виду и усилия правоохранительных органов. В качестве причины терроризма называют ломку сложившихся отношений в области политики, экономики, права, социальной и иных важных сферах жизни государства и общества, утрату прежних, десятками лет вырабатывавшихся механизмов упорядочения и конституционного регулирования отношений, прямо или косвенно влияющих на основы государственного и общественного устройства. Особенно пострадала идейно-политическая сфера, так как прежняя идеология предана анафеме, а новой обществу, потерявшему ориентиры, не предложено. Девальвированы и утрачены такие дисциплинирующие и цементирующие общественную жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, нравственность, интернационализм. Произошло социальное расслоение общества, и усилилась политическая борьба, растет безработица и социальная незащищенность граждан, распространился правовой нигилизм, обострились межнациональные отношения, возникли и усилились сепаратистские тенденции. Значительно ослабли профилактические усилия правоохранительных органов и общественных организаций. В 20 веке о терроре, терроризме и террористах опубликованы десятки тысяч статей и множество монографий. Об этом спорят журналисты, историки, юристы, военные, полицейские, медики и гости на кухне. Террор и терроризм - постоянные темы политических переговоров, что ведут лидеры большой восьмерки. Террор - это не выстрелы и взрывы, а способ управления обществом посредством устрашения. Террором это становится тогда и только тогда, когда целенаправленно используется в качестве средства управления обществом. Однако в этом качестве он эффективен, лишь, когда общество само признает его законным, оправданным.

С середины 90-х гг. наблюдается новый феномен: деятельность исламских террористических групп возрастает, что проявляется в действиях исламских фундаменталистов - от радикальных религиозных группировок на Ближнем Востоке и в Афганистане до индонезийских и филиппинских моделей. В прошлом столетии религиозный фанатизм нес ответственность примерно за 20% международных террористических актов. В настоящее время в связи с террористическими актами, совершенными в последние годы, его доля значительно возросла. Для усиления психологического воздействия на личность самоубийцы, в целях достижения не просто акта самопожертвования, а еще и превращения его в страстное желание, они подвергались медико-психологической обработке с применением наркотиков, гипноза, религиозного внушения (якобы после совершения акта такой мусульманин попадает в "райский сад"). Еще более мрачный образ рисуется при упоминании Усамы Бен Ладена. Он владеет миллиардами долларов, которые обслуживают наиболее реакционные силы современного терроризма. Они представлены в его организации "Аль-Каида", в хорошо организованных движениях, законспирированных группах и агентах, действующих в некоторых странах, ярко выражены в недавно свергнутом режиме талибов в Афганистане. Именно с эти именем спецслужбы связывают не только теракт в США 11 сентября 2001 года, но и предыдущие бесчеловечные акции. Бен Ладен в своих амбициях на управление миром не пощадил достоинства своей страны - Саудовской Аравии и возглавил силы, угрожающие современной цивилизации земли. Сегодняшние "камикадзе" в лагерях Усамы готовятся по тем же "технологиям", выбирая кандидатов из нищих малограмотных молодых мусульман. Обманутые родители с радостью отдают своих чад на бесплатную учебу "святым людям", которые "учат их служению аллаху" в виде принесения своей жизни на алтарь "святой веры". С молодого возраста такой исламский фанатик воспринимает жизнь как формальное существование и ожидает "счастливой возможности" осуществить "переход в рай". После того как такой "святой мученик" снаряжен бомбой в жилете или рюкзаке, с кнопкой-контактом взрывателя в руке, обезвредить его или предотвратить взрыв практически невозможно. Идея человеческого братства родилась в истории давно, но всегда оставалась утопией. Утопией, побежденный национальный и религиозный нетерпимостью, противопоставлением на "своих" и "чужих", стремлением достичь своих целей любой ценой. Энергия, питающая террор, не имеет причины и не может быть понята в рамках какой-либо идеологии, даже идеологии исламизма.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Структура политической культуры
Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внут ...

Политическая теория М. Вебера: государство, бюрократия, демократия. "Политика как призвание и профессия"
При рассмотрении проблемы бюрократии в веберовской социологии важное значение имеет тот факт, что Вебер выделяет два существенно различных типа бюрократической организации. Одним из этих типов выступает патримониальная бюрократия, которую ...

Теория борьбы с фашизмом
И как движения, и как режимы – коммунизм и фашизм существовали в одно и то же время и принадлежали к одной и той же эпохе, нашей. В ХІХ веке о них еще ничего не было известно – фашистских и коммунистических правительств не существовало. А ...