Определение текущего имиджа

В настоящее время, согласно различным исследованиям, можно говорить о следующих особенностях восприятия страны гражданами России:

1. Разочарование процессом модернизации и демократизации, что можно назвать «благожелательным скептицизмом», когда позитивное отношение к самой демократии сочетается со скепсисом в отношении ее практических возможностей.

2. Крайне низкий уровень доверия к тем институтам, которые по своему предназначению призваны «играть на стороне общества», то есть выражать и представлять интересы граждан (парламент, политические партии, судебная система, профсоюзы и т.д.), а также значительное недоверие к государственным органам.

3. Снижение интереса граждан к политике, веры в способность оказывать серьезное влияние на власть. Хотя ценность выборов в общественном сознании по-прежнему достаточно высока (свыше 70% подчеркивают их необходимость как основного и универсального элемента легитимации власти), но одновременно фиксируется снижение интереса к выборам у самой социально активной части населения – молодежи, городского среднего класса.

Восприятие России иностранными гражданами характеризуется следующими особенностями:

1. Достаточно устойчивыми остаются характеристики, присущие советской России.

2. Фрагментарный образ;

3. Превалирование негативных оценок, недоверие к России, что во многом базируется на небольшом объеме реальных знаний о современной России.

С имиджем России связано большое количество проблем, причем как внутри страны, так и на внешней арене. Многие исследователи полагают, что отсутствие вполне определенного, четкого образа России у большинства ее граждан и является одной из главных причин неудачного построения имиджа за пределами страны. Как известно, для решения этой проблемы в 2004 году была предпринята попытка нахождения единой «национальной идеи» и ее внедрения в общественное сознание. Однако она потерпела неудачу уже на этапах поиска.

Нечеткий и двойственный образ России среди ее граждан ведет к тому, что они сами транслируют негативные сообщения о стране в международное информационное пространство. Наиболее важную роль здесь играют, пожалуй, средства массовой информации. Парадоксально, однако, при значительном государственном контроле СМИ, редкая газета сегодня положительно отзывается о власти в России и отражает оптимистичный взгляд в будущее.

На внешнеполитической арене Россия до сих пор ассоциируется с достижениями советского прошлого, к примеру, с освоением космоса, а также – с матрешкой, водкой, гармонью, медведем. В образе России очень мало того, что отражало бы ее постсоветскую действительность, достижения страны 21-го века. На самом деле у России есть пока, безусловно, не столь огромные, но вполне определенные современные «истории успеха» в различных сферах, которые могли бы положительно повлиять на ее имидж и помочь избавиться от ассоциаций с советским наследием.

Текущий имидж России, безусловно, нуждается в существенной корректировке. В настоящее время созданием имиджа России занимаются правительственные структуры, а также ряд специализированных агентств, в большинстве своем, иностранных. До последнего времени работа строилась на кратковременных акциях и отдельных инструментах, не объединенных общей концепцией, таких, как создание иностранных представительств российских СМИ, участие в ярмарках и выставках, проведение форумов и конференций, мониторинг СМИ, а также унификация символики, демонстрируемой иностранному сообществу. Кроме того, как правило, игнорировалась необходимость работы с восприятием России ее гражданами, без чего попытки воздействия на иностранное сообщество во многом теряют смысл. Единственной успешной российской PR-кампанией мирового масштаба можно назвать победу в тендере за проведение зимней Олимпиады в 2014 году. В целом же можно отметить фрагментарность деятельности по формированию имиджа России и отсутствие стратегии.

В перспективе продвижению позиций России в мире должны способствовать созданный в 2005 году англоязычный телеканал Russia Today, призванного предоставлять информацию о российских событиях мировой общественности Северной Америки, Азии, Африки и Австралии, созданный в 2007 году фонд «Русский мир» - популяризатор русского языка и литературы, созданный в 2008 году на частные деньги Институт демократии и сотрудничества, аудитория которого сможет черпать объективную информацию о российской истории и политике, а также ряд схожих по функциям изданий, например, Russia Profile.


Другие публикации:

Вооруженные конфликты в Югославии и Ираке, их некоторые последствия
Современные международные отношения характеризуются тем, что решение политических и экономических вопросов происходит путем ведения локальных войн, инициаторами которых чаще всего выступают Соединенные Штаты Америки и их союзники по блоку ...

Особенности и основные направления русской политической мысли
Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу и специфику, желания сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. ...

Приложение.
Таблица №1 Распределение интернет-аудитории по территории России, июль 2000 г. [Monitoring.ru, 2000] Показатель (%) Москва и С.-Петер­бург Европей­ская часть России Урал и Западная Сибирь Восточная Сибирь и Дальний Вос ...