Современное состояние партийной системы в Республике Беларусь
Страница 6

Политические публикации » Политические партии современных государств » Современное состояние партийной системы в Республике Беларусь

4. В Беларуси исполнительные органы власти не избираются, а назначаются вышестоящими органами. Что касается выборов президента республики, то законодательство и практика этих выборов по заключению авторитетных европейских структур (ОБСЕ и др.) не соответствуют демократическим стандартам. Политические партии не могут самостоятельно выдвигать своих кандидатов на пост президента, так как и партийные, и независимые кандидаты для регистрации должны осуществлять сбор 100 тысяч подписей граждан. Характерно, что на последних президентских выборах большинство кандидатов, в том числе основные фавориты, были беспартийными.

5. Политические партии фактически отстранены от избирательного процесса. Избирательное законодательство не позволяет политическим партиям иметь гарантированное членство в избирательных комиссиях. Права же наблюдателей, которых могут выдвигать политические партии, ограничены.

6. Представительные органы всех уровней от сельского совета до Палаты представителей не имеют властных полномочий, характерных для многих европейских стран и стран СНГ. Поэтому наличие в политической партии депутатских мандатов не позволяет им реализовывать на практике одну из основных функций партии – лоббировать через властные структуры интересы социальных, корпоративных или классовых групп. Такая ситуация препятствует расширению социальной базы всех политических партий.

7. Действующее в Беларуси законодательство серьезно ограничивает возможность для политических партий использовать в своей деятельности внепарламентские средства политической борьбы, такие, к примеру, как демонстрации, пикеты, митинги, шествия.

8. Политическая культура граждан Беларуси находится на невысоком уровне. В Беларуси еще не сложились устойчивые социальные группы, осознающие свои групповые интересы и готовые отстаивать их через политическую деятельность посредством политических партий. Этот же фактор препятствует развитию политической идентификации различных социальных групп вокруг традиционных идеологических доктрин – социал-демократии, либерализма, консерватизма.

9. Рейтинг лидеров всех существующих политических партий невысок, что в значительной степени препятствует популяризации и представляемых ими политических партий.

10. Оппозиционные политические партии не в состоянии достигнуть даже минимальной консолидации хотя бы на базе наиболее общих основополагающих ценностей (демократия, суверенитет и т. д.).

В поисках выхода из сложившейся ситуации и нормализации диалога власти и политических партий ряд партийных деятелей предлагает комплекс мер по укреплению политических партий:

1. Введение пропорциональной или смешанной системы выборов во все представительные органы власти.

2. Право выдвижения на выборные должности в системе исполни\тельной власти должно принадлежать политическим партиям.

3. Избирательные комиссии всех уровней должны полностью или частично формироваться из представителей политических партий, которые на предыдущих выборах собрали определенный законом минимум голосов избирателей.

4. Государственное финансирование политических партий, собравших на выборах определенный законом минимум голосов избирателей. Финансовая поддержка политических партий со стороны юридических или физических лиц должна быть прозрачной, целевой и строго регламентироваться законом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Воспроизводство элиты
Циркуляция и воспроизводство элит. Убыстрение циркуляции российских элит является очевидным фактом. Оно началось еще при правлении М. Горбачева за счет выдвижения наверх многочисленных представителей так называемых предноменклатурных груп ...

Структура власти
Основными компонентами власти являются её субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все её элементы и характеризующиеся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает её актив ...

Функции политической рекламы
Политическая реклама должна информировать, убеждать и побуждать к действию (голосованию) в отношении рекламируемого объекта (кандидата, партии, блока). Но для начала она должна «привлечь к себе внимание». Как известно, человеческое вниман ...