Вывод
Страница 1

Процессы глобализации явля­ются неоспоримым фактом, меня­ющим лицо современного мира. Они открывают новые перспективы, но и таят серьезные опасности. Это справедливо отмечает С.М. Рогов: «Не приходится сомневаться в том, что глобализация открывает перед человечеством огромные возмож­ности, связанные со стремитель­ным расширением обмена товара­ми, услугами и информацией и по­явлением принципиально более широкого, чем прежде, поля взаи­модействия между людьми. Однако следует иметь в виду и то, что гло­бализация порождает новые соци­ально-экономические феномены, которые могут быть негативными по своей природе или требовать бо­лезненной адаптации общества к ним путем изменения обществен­ных институтов, культуры, созна­ния и стереотипов экономического поведения».

Можно подтвердить это поло­жение примером, приведенным тем же автором. На конференции Все­мирной торговой организации в 1996 г.

по инициативе США было подписано соглашение по информа­ционным технологиям, охватываю­щее рынок объемом около 600 млрд. долл. В соответствии с соглашением в 2000 г. в 45 странах отменяются таможенные пошлины на компьюте­ры, программное обеспечение и телекоммуникационное оборудова­ние. В 1997 г. заключено соглашение с участием 69 стран, на долю кото­рых приходится 95% мирового рынка, по либерализации рынка инфор­мационных технологий.

По сути дела, сформирован гло­бальный рынок информационных технологий, обеспечивающий сво­бодное перемещение компьютерно­го и телекоммуникационного обо­рудования, услуг, информации. От этого выигрывают все страны. Но одновременно несколько гигант­ских супер-ТНК, расположенных в развитых странах, способны кон­тролировать этот рынок, извлекать баснословные прибыли, навязывать иным странам и цивилизациям не только свои товары и услуги, но и мировоззрение, представления в не­оспоримом преимуществе западной цивилизации и ее системы ценнос­тей, которая должна служить образцом для подражания. Это – иде­ологическая база формирования однополярного мира. Поэтому важным стратегическим условием обеспечения долговременной устойчивости страны на современном этапе является выявления и сохранение общественной идентичности, важнейшей составляющей которой является самоидентификация общества как некоторого целого, отделенного от остального человечества. Особенно подержание самоидентификации важно для слабых обществ, которые не могут обеспечить своим членам навязываемые мировыми СМИ уровень жизни и стандарты потребления и нуждаются в нематериальных мотивациях для сохранения капитала и интеллекта. Устойчивая самоидентификация общества сохраняет его культурную специфичность, его особость, защищающую его от ведущейся через мировое пространство корректировки общественного сознания в конкурентных интересах более развитых стран. Это единственное спасение от культурной и информационной агрессии, позволяющее ему видеть и преследовать свои, а не чужие интересы.

Другим примером противоречи­вости процессов глобализации мо­жет служить формирование всео­хватывающего финансового рын­ка, своеобразной виртуальной глобальной экономики, обособив­шейся от реальной экономики и развивающейся по своим собст­венным законам.

В 1997 г. подписано соглашение о либерализации рынка финансовых услуг, участниками которого стали 102 страны. Это – рынок объемом 38 трлн. долл. Роль глобальных денег выполняет американский доллар, который все больше становится вир­туальной валютой, поскольку лишь на несколько процентов обеспечен золотовалютными резервами США. Во много раз превышающий мас­штабы реальных ценностей огром­ный объем фиктивного капитала становится объектом финансовых спекуляций и авантюр, свободных перемещений инвестиций, межгосударственных переливов националь­ного богатства в пользу финансо­вых воротил. Этот феномен уже дал тяжелые последствия, породив фи­нансовые кризисы в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, России, усилив неустойчивость все­го мирового хозяйства, которая со всей силой проявится во времена предстоящего этапа цикличного мирового кризиса.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Ресурсы политических партий в современной России
Для участия в политическом процессе и достижения своих целей политические партии и общественно-политические движения в современной России должны обладать ресурсами. Главными из них являются: 1) наличие сильной организации, имеющей отделе ...

Методы политической рекламы
Методы рекламной деятельности относятся к числу коммуникативных методов, ориентированных на управление массовым поведением посредством воздействия на сознание людей. Реклама, в том числе политическая пользуется как рациональными, так и эм ...

Всемирная ассоциация исламской молодежи
Создана в 1972 году по решению Второго съезда Всемирной ассамблеи молодежи исламского призыва. Штаб-квартира находится в Эр-Рияде. Основные цели: работа в исламской молодежной студенческой среде, налаживание сотрудничества и координации в ...