Характерные черты, критерии классификации политической системы
Страница 1

Политические публикации » Политическая система » Характерные черты, критерии классификации политической системы

Среди характерных черт такой политической системы следует назвать:

— территориальную стабильность;

— концентрацию суверенной политической власти в руках национальной элиты, стоящей над прочими социальными группами;

— формирование зависимых от национальной политической элиты единых вооруженных сил;

— создание единой управленческой администрации;

— структурирование централизованной судебной системы.

Исследователи отмечают, что такое государство возникает в связи

с развитыми капиталистическими отношениями, которые нуждаются в целостности политической системы в качестве гаранта формирования национальных рынков, где возможен обмен продукцией массового производства и где одной из основных черт национального государства является тенденция к централизации политической власти. Как отмечал X. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс», « .секрет успеха национального государства надо искать в его специфически государственной деятельности, планах, стремлениях — словом, в политике».

Степень же централизации в различных национальных государствах не может быть одинаковой. Многое зависит от того, через какие стадии прошло формирование конкретного типа политической системы в ходе ее исторического развития. В классическом виде различаются два таких типа — унитарное и федеративное национальные государства.

Унитарное государство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, хотя и здесь в последние десятилетия наметились тенденции к передаче местным органам управления целого ряда функций центра. Среди таких государств можно назвать Францию, Великобританию, Италию. Такое гибкое реагирование на меняющиеся условия в политической жизни помогает политической национальной элите эффективно руководить социальными и политическими процессами, удовлетворять интересы широких слоев населения. Но при этом в силе остается сам принцип, по которому всю конституционную структуру сверху донизу определяют центральные органы власти.

Для политической системы федеративного государства, напротив, характерна множественность государств-членов с особым юридическим порядком в некоторых сферах, с широкой автономией властей. Федерация, как правило, представляет собой союзное государство, состоящее из большого количества (как в случае США или России) или нескольких (Канада, бывшая Югославия) субъектов, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных областях общественной жизни. Политологи сходятся во мнении, что федерацию как политическую систему отличают следующие признаки:

— федеральное правительство располагает исключительным правом на осуществление внешней политики;

— государства, входящие в федерацию, не обладают правом одностороннего выхода из нее;

— федеральное правительство осуществляет власть без прямого одобрения субъектов федерации во всех случаях за исключением одностороннего изменения административных границ;

— в федеративном двухпалатном парламенте, как правило, существует палата, в которой в равной степени представлены государства—члены федерации. Современные унитарные и федеративные государственные образования представлены здесь в идеальном виде, что в политической практике встречается крайне редко. И даже наиболее централизованное государство всегда оставляет определенные рамки автономии некоторым местным или региональным органам. Отличие же между двумя формами национального государства — не в сути, а в степени (большей или меньшей) децентрализации политической власти, в разграничении полномочий внутри них.

В наши дни национальное государство — это достаточно широкое политологическое понятие, согласно которому это государство спо-' собно развиваться в рамках различных политических режимов, таких как абсолютистские монархические, либерально-демократические, авторитарно-консервативные государства, возникшие после второй мировой войны, а также вследствие распада как колониальной системы, так и Советского Союза, Югославии, Чехословакии.

Известны также классификации политических систем по другим критериям.

Так, по Г. Алмонду, критерием для деления политических систем является политическая культура. В соответствии с этим критерием в XX в. существовали четыре типа политических систем.

1. Англо-американская система (имеющая двухпартийную основу) — представляет собой гомогенную политическую культуру (политические цели и средства их достижения разделяют практически все). Примером такой системы является политическое устройство США и Великобритании.

2. Европейско-континенталъная (наличие более двух партий) — имеющая культуру с общими корнями и общим наследием, причем характерно сосуществование старых и новых культур. Данные политические системы существуют в Германии, Франции, Италии.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Слабые коммуникация и координация, резкое расхождение политических ориентации приводят к частому применению насилия. Носителями данной системы являются некоторые страны Африканского и Восточно-Азиатского регионов.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Политика бизнеса как аспект поддержания стабильности
Говоря о возможности сектора малого и среднего предпринимательства в сфере расширения занятости, государственные органы большинства западных стран считают их поддержку одним из основных приоритетных направлений своей социальной и экономич ...

Принцип периодичности выборов как недостаток демократии
Хочется выступить против взгляда на демократию просто как на форму правления, в рамках которой регулярно проводятся свободные и честные выборы в условиях политического плюрализма и свободы слова. Представление о демократии как о "на ...

Политический плюрализм в России
Политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти. Со ...