Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса
Страница 5

Политические публикации » Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса

Окружение двух стран, особенно «сирийский фактор», также сближает обе страны. Этот «стратегический союз» повышает возможности активности и усиления обеих стран в регионе.

В экономическом плане союз основан не только на базе Турции и Израиля, но открывает большие возможности для союза государств от США до Центральной Азии. Здесь также пересекаются интересы обеих стран. Кохен делает следующий вывод: «По мере развития совместных интересов, несмотря на некоторое негативное внешнее влияние и разницу во взглядах, взаимные отношения будут развиваться по восходящей и впредь»18.

Интересный подход к вопросам турецко-израильского сотрудничества был высказан Г. Фуллером, известным американским политологом, профессором Гарвардского института (20 лет он проработал в госдепартаменте США, из них три года – в Турции). По мнению американского эксперта, турецко-израильское сближение получает все большее развитие. Он приводит высказывания Нетаньяху о том, что формируется «региональная ось двух держав». Таким образом, подчеркивает Фуллер, речь идет о развитии стратегического турецко-израильского союза, и это особенно важно для турецкой армии. Вместе с тем, указывает Фуллер, подобный союз может нанести вред некоторым международным позициям Турции. Этот союз может иметь негативные последствия для отношений Турции с арабскими странами. Далее американский ученый критикует позицию Нетаньяху, который наносит вред мирному процессу на Ближнем Востоке. «То, что Америка создавала в течение 10 лет, он разрушил за один год». А именно с Нетаньяху турецкий истеблишмент активно развивает отношения.

Особые опасения вызывают турецко-сирийские отношения. И причиной их обострения, по мнению Фуллера, является не столько курдский вопрос, сколько турецко-израильское сближение. Он считает, что при отсутствии этого сближения Турция и Сирия могли бы разрешить курдскую проблему гораздо быстрей, путем переговоров19.

Вместе с тем заслуживают внимания итоги совещания министров иностранных дел Арабского союза, которое проходило за закрытыми дверями в Каире в сентябре 1998 г. и в повестку дня которого было включено слушание вопросов турецко-израильского сотрудничества. Любопытно, что подход арабского мира к этому сотрудничеству не был единодушным. На совещании прозвучали обвинения в адрес Сирии, оказывающей поддержку Рабочей партии Курдистана, и было заявлено о необходимости прекращения этой помощи. Все это не могло не вызвать негодования сирийской стороны, усиленного и тем фактом, что большинство арабских стран отказались принять законопроект (подготовленный Сирией и Ливаном) о суровом осуждении Турции. Инициатива блокирования этого проекта принадлежала Я. Арафату.

«Холодным душем для Сирии» стали высказывания на совещании Арафата, а также представителей Иордании и Омана о том, что турецко-израильский союз не представляет опасности для арабского мира, которую не следует преувеличивать. Министр иностранных дел Иордании Абдель Аля аль-Хатиб указал, что «турецко-израильское сотрудничество – не что иное, как взаимная продажа технологий, и по этому вопросу не стоит испытывать каких-либо волнений». Арафат, в свою очередь, также подчеркнул, что Турция не является опасностью для арабского мира и вовсе не собирается нападать на его страны. Это было подтверждено и его недавними переговорами с премьер-министром Турции М. Йылмазом20.

Здесь очевидны итоги недавних визитов турецкого премьер-министра в ряд арабских стран и приемлемость его обоснования причин турецко-израильского сближения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие публикации:

Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика. Конституционное закрепление разделения властей.
Согласно части 1 статьи 3 Конституции РФ "единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ". Часть 2 статьи 3 предусматривает три формы осуществления власти народа - непосредственную демократию, государств ...

Ж
Жизнеспособное общество - общественное устройство, которое способно к саморазвитию, самообновлению, регулированию экономических, социальных, политических и культурных отношений, ведущих в результате преобразований к росту и самосовершенс ...

Понятие и виды политических систем
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целонность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это из свойство и отражает понятие политической системы. Появление этой категории ...