Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса
Страница 3

Политические публикации » Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса

В ходе своего визита Леви встретился также со многими высокопоставленными турецкими официальными лицами, обсудив с ними вопросы гражданского сотрудничества и увеличения объемов торговли. Но самой значительной его встречей стал визит к начальнику Генштаба турецкой армии. Оба деятеля рассмотрели быстро развивающиеся отношения между Турцией и Израилем в области безопасности и согласились развивать их активно и дальше.

Как ни пытался Эрбакан, ему не удалось отложить «на несколько лет»8 совместные турецко-израильско-американские сухопутные, морские, воздушные маневры, проведенные в 1997 г., о которых речь шла выше.

Спор между армией и исламистами кончился тем, что по требованию Генерального штаба Эрбакан был вынужден подать в отставку раньше предусмотренного соглашением о ротации срока.

Министр обороны Турции снова подчеркнул, что турецко-израильские отношения остаются дружескими и что никто не сможет помешать реализации соглашения о военном сотрудничестве, которое оценивается США и НАТО как важнейший фактор стабильности в регионе. Как подчеркивает американская печать, «большинство турок, за исключением панисламистов, похоже, поддерживают сближение страны с Израилем. Несмотря на распространенное здесь недовольство обращением Израиля с палестинцами, они полагают, что эта дружба отвечает их национальным интересам»9.

В конце 1997 г. Турцию посетил начальник Генштаба Израиля Л. Шахак, который вернулся на родину с солидным списком заключенных соглашений. Вот некоторые из них: Турция и Израиль договорились о совместном производстве ракет дальнего радиуса «Делила», Израиль продаст Турции танки «Меркава», модернизирует боевые самолеты F-5, оборудует турецкие вертолеты противоракетными системами. Затем Израиль оснастит турецкие вооруженные силы надежными спутниковыми системами оповещения и т.д. После осуществления всех этих проектов турецкая армия станет одной из самых мощных в регионе.

Особенно продуктивным для развития двусторонних связей стал 1998 г. С начала года Израиль начал проявлять особо пристальное внимание к так называемому проекту ГАП (план создания плотины им. Ататюрка на Евфрате, модернизации Юго-Восточной Анатолии, которая в настоящее время в экономическом плане является одним из наиболее отсталых районов Турции). Обладающий передовой технологией в области сельского хозяйства и ирригации Израиль, осуществляя сотрудничество с Турцией, готов конкретизировать свой опыт в реализации проекта. В начале года состоялись взаимные визиты заинтересованных сторон. В частности, Турцию посетила в феврале 1998 г. делегация Машхав (центр международного сотрудничества Израиля). Израиль также принял решение создать в Юго-Восточной Анатолии молочную ферму как образец израильской технологии.

Следует отметить, что проект строительства плотины и орошения этой части Анатолии воспринимается крайне негативно в Сирии, считающей, что плотина сократит количество воды, поступающей по Евфрату на ее территорию. Именно по этой причине Турции так трудно найти спонсоров проекта. Сотрудничество Турции и Израиля в отношении анатолийского проекта «вовсе не носит каких-либо политических целей», утверждают обе стороны. Известно также, что увеличивается количество специалистов, которые пройдут специальные курсы в Израиле в области туризма и экономического развития11.

По мнению генерального консула Израиля в Турции Э. Шакера, через 10 лет проблема воды на Ближнем Востоке может стать чрезвычайно актуальной. И этой проблемой надо заниматься уже в настоящее время. В связи с этим турецко-израильское сотрудничество по Юго-Восточной Анатолии, строительство плотины и использование высоких технологий будет способствовать экономичному расходованию воды12.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие публикации:

Проблемы современного федерализма
Сейчас Россия проходит нелегкий путь становления федеративной государственности через многослойную федеральную систему, при которой субъекты Федерации при формальном равенстве оказались по многим параметрам фактически неравны. Потребуется ...

Система политических отношений России. «Время разбрасывать камни»
Внешняя политика является, пожалуй, самой яркой и одной из наиболее обсуждаемых составляющих курса, проводившегося в 2000–2008 годах, все признают, что за время правления второго российского президента международное положение страны качес ...

Детерминанты политического поведения: синергетический аспект
Проблема выявления мотиваций и детерминант политического поведения индивидов серьезно интересуют как самих политиков, так и представителей политической науки. В то же время попытки выделить их и научно обосновать позволили лишь сформирова ...