ЗаключениеСтраница 2
Следует отметить, что в условиях политической реформы 2003-2004 гг., а также в условиях централизации власти в регионе, главным фактором, который определяет место политических технологов на пермском рынке, становится их близость к власти. Политтехнологи, приближённые к власти, выполняющие её заказы, сохраняют своё значение в Пермском крае, поскольку благодаря близости к администрации края, данные политтехнологи могут рассчитывать на большое количество заказов. Анализ избирательных кампаний, проведенных разными "игроками" пермского рынка политконсалтинга, показывает, что крупные заказы (обслуживание политических партий, выборы в Законодательное Собрание Пермского края) получают, в основном, крупные политконсалтинговые агентства, имеющие связи с администрацией края - РПА "Кучер", "Бакстер групп". "Свободные" политтехнологи работают в территориях края, участвуя в избирательных кампаниях по выборам органов МСУ. Однако, с другой стороны, на счету некоторых политтехнологов-одиночек (Борисенко О., Ильин С., Соколов, Колущинская И. и др.) также есть выполнение серьезных кампаний. При этом на итоги перераспределения рынка оказало влияние состояние отдельных игроков на этом рынке (личные качества, опыт работы, доступ к СМИ, личные связи с политическими деятелями).
Партийная и избирательная реформы оказали влияние и на изменение приоритетных направлений деятельности пермских политических технологов. Если до реформы основной областью их деятельности был электоральный менеджмент (выборы губернаторов, депутатов ГД по одномандатным округам, выборы в Законодательное Собрание), то сейчас приоритетным направлением их деятельности становится работа с партиями. Это связано с тем, что партии становятся всё более значительным актором политического процесса, степень их участия в выборах, да и в целом в политической жизни региона, увеличилась. Кроме того, избирательная кампании партии стоит больше, чем избирательная кампания отдельного кандидата. Всё это привлекает политических технологов, поскольку работа с партиями становится для них выгодной.
Кроме того, важной тенденцией становится сильное смещение рынка в сторону МСУ. При этом следует иметь в виду, что если для политтехнологов, которые имеют связи с администрацией края, "открыт" как региональный, так и местный политический рынок, то для политтехнологов, не имеют таких связей, перспективным направлением является именно муниципальный рынок, поскольку политическая конкуренция и количество игроков здесь выше, что создает возможность для политтехнологов получать заказы.
Анализ цен на услуги политтехнологов в Прикамье показал, что пермский рынок услуг в сфере политического пиара до сих пор имеет отчетливо теневой характер. При этом в последние годы на становится тенденция к значительному росту цен на услуги в сфере политических технологий (высокие цены являются одной из характерных черт избирательных кампаний в Пермском крае). Наиболее дорогими являются выборы в Законодательное Собрание по партийным спискам, далее идут выборы в ЗС по одномандатным округам, следом - выборы в муниципальные органы власти на территории края, причём выборы в г. Перми стоят дороже, нежели выборы в других территориях края.
В области политических технологий отмечается творческий кризис политтехнологов на современном этапе, который проявился в отсутствии новых идей и подходов к организации и проведению избирательных кампаний, в использовании проверенных временем, шаблонных схем. При этом политические технологии, применяемые на выборах в Пермском крае, мало чем отличаются от тех, которые применяются в других регионах. В целом же на современном этапе распространение получили, в первую очередь, мобилизационные политтехнологи, позволяющие решить вопрос с явкой на выборы (например, электоральный сетевой маркетинг). Широкое применение получают и так называемые "черные" технологии (технология двойников, выдвижение подставного кандидата, распространение "грязных" агитационных материалов, "поддельных" агитматериалов, проведение фальшивых соцопросов)
Другие публикации:
Общественные движения и организации и политическая система
Партии вырастают из общественных движений и организаций, исторически предшествовавших им. Общественные движения и организации образуют ту социальную среду, в которой живут и работают партии. Они (движения) дополняют действие партий или пр ...
Особенности и основные направления русской политической мысли
Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу и специфику, желания сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. ...
Эволюция партийно-политической системы Российской Федерации
Оппозиция в политике означает противопоставление своей политики другой политике или выступление против господствующего мнения, политического курса или позиции большинства.
Существование оппозиции является одним из неотъемлемых элементов ...