ЗаключениеСтраница 1
Итак, в ходе исследования автором было выяснено, как и почему трансформировался рынок политического консалтинга в Пермском крае, а также проанализировано его современное состояние.
В истории политического консалтинга в Пермском крае было выделено три этапа:
Становление рынка политических технологий (руб.80-90-х гг - конец 90-х гг.)
Расцвет рынка политконсалтинга (конец 90-х гг. - начало 2000 - х гг.)
Кризис пермского рынка политического консалтинга (с 2003 г. - до совр.).
На протяжении первого этапа происходит становление рынка политических технологий: появляются первые политические технологи, формируются агентства, предоставляющие услуги в сфере политического консалтинга ("Кучер", "Центр избирательных технологий", "Площадь круга", "Социнком", "Стиль-МГ", "Майский жук", "Паритет", ОРВИНИТ и т.д.), происходит наработка инструментария. Одновременно на пермском рынке начинают работать политконсультанты из других регионов (Москва ("НиколлоМ", "Новоком", "Имидж-Контакт", "Лидер"), Екатеринбург.
Второй этап развития профессии (конец 90-х-начало 2000-х гг.) - это время расцвета политического консалтинга. На данном этапе пермский рынок политического пиара продолжает бурно расти и достигает пика своего могущества. Это период чрезвычайно креативных кампаний. Круг политтехнологов на данном этапе значительно расширился (политический консалтинг часто выступает в качестве второй профессии для социологов, политологов, психологов и журналистов, которые, имея другое постоянное место работы, периодически участвуют в избирательных кампаниях). Среди политконсалтинговых агентств на лидирующие позиции на данном этапе выходят РПА "Кучер", "Центр избирательных технологий", "Социнком" и "Площадь круга". При этом безоговорочным лидером пермского рынка избирательных технологий на данном этапе становится близкое к областной администрации рекламно-политическое агентство "Кучер", которое начинает оказывать заметное влияние и на политическую ситуацию в Прикамье. Что касается иногородних политтехнологов, то на данном этапе происходит их вытеснение с рынка пермскими консультантами. В сфере избирательных технологий на данном этапе наблюдается расцвет черного пиара.
Однако начиная с 2003 г пермский политический консалтинг медленно вступает в период кризиса, выражается в сужении пространства рынка, обострении конкуренции в сообществе и т.д.
На состояние рынка политконсалтинга в Прикамье на данном этапе оказали влияние такие факторы, как рост влияния административного ресурса в регионе, жёсткая централизация власти, сужение поля политической конкуренции и т.д. Схлопывание" публичности сузило спектр профессиональных возможностей и упрочило унию технологии и административного ресурса, что негативно сказывается на деятельности политтехнологов, политический консалтинг начинает терять некоторые свои позиции. Одним из последствий роста влияния административного ресурса на выборах в Пермском крае является то, что для кандидата важным становится и юридическое сопровождение кампании.
Но главным фактором, повлиявшим на трансформацию рынка политконсалтинга в Пермском крае, являются политические реформы 2003-2004 гг., которые изменили партийное и избирательное законодательство.
С одной стороны, эти реформы привели к сужению рынка политконсалтинга в Пермском крае (по разным подсчетам, от 30 до 80%) за счет отмены выборов губернатора и выборов в ЗС по одномандатным округам. При этом, по мнению экспертов, основной удар взяли на себя политтехнологи-одиночки, которые вынуждены работать в других регионах, менять профиль деятельности (работать на крупные корпорации, администрации. Однако кризис пермского рынка политтехнологий коснулся и политконсалтинговых агентств. На рынке края остались фактически работать всего несколько агентств - "Кучер", "Площадь круга", "ОРВИНИТ" (последний участвует в выборах лишь периодически). Большинство пермских агентств не специализировались исключительно на сфере политического консалтинга, политический консалтинг являлся для них смежным бизнесом наряду с рекламой, имиджевым консультированием и т.д. В результате кризиса агентства сосредоточились на других направлениях своей деятельности. Важное место на пермском рынке политконсалтинга занимают команды политтехнологов из других регионов (Екатеринбурга, Красноярска, Санкт-Петербурга и т.д.). Эксперты оценивают соотношение местных и иногородних игроков на современном этапе как 80 к 20, при этом отмечается тенденция роста участия иногородних политконсультантов на пермских выборах. Наиболее успешными из "варягов" являются команды из Екатеринбурга, в частности агентство Bakster-group (имеющее связи с краевой администрацией).
Другие публикации:
Европейская дилемма
Продолжая наш анализ, сосредоточим внимание на так называемой «европейской дилемме»: действительно ли Европа находится под прямым влиянием США? Безусловно, ни с одним другим государством в мире Европа и в особенности Германия не поддержив ...
Теория Н. Спайкмена
Превращение США после Первой мировой войны в "сверхдержаву" породило у американских исследователей потребность усилить концепцию "Морской Силы" обоснованием необходимости контроля над береговыми территориями Евразии. Э ...
Специфика избрания на пост главы государства
В современной мировой практике существуют два основных типа президентских выборов – прямые и непрямые. В свою очередь прямые президентские выборы могут проходить или в виде всеобщих выборов, или в виде референдумов. Непрямые выборы презид ...