Методы исследования разделения властей.

Политические публикации » Разделение властей в российском обществе » Методы исследования разделения властей.

В настоящей работе с точки зрения разделения властей исследуется система государственных органов Российской Федерации, а также основные формы непосредственной демократии, местное самоуправление и некоторые другие негосудартсвенные институты - субъекты политической системы общества в той мере, в какой это относится к исследуемой теме.

Политическую власть и государственные органы "по вертикали" предлагаю подразделять по уровням на федеральный, федерально-окружной, региональный, административно-территориальный, и муниципальный уровни. В основу такой классификации положена не принадлежность к системе федеральных либо региональных органов государственной власти, а территориальная сфера действия соответствующих органов.

Государственные органы "по горизонтали" подразделяются по "ветвям" и "ответвлениям" государственной власти, как они мне представляются, следующим образом:

(1) избирательные органы (комиссии), образующие вместе с избирательным корпусом "дополнительную ветвь" власти - "избирательную власть".

(2) глава государства (Президент РФ) и органы при нём, образующие дополнительную ветвь государственной власти - "президентскую власть"[12],

(3) законодательные органы, образующие законодательную власть, а также учредительные органы, образующие "особое ответвление" - "учредительную власть",

(4) система исполнительных органов, образующих исполнительную власть, а также специализированные органы с особым статусом (органы Банка России), образующие "особое ответвление",

(6) суды, образующие в системе судебную власть, а также органы при судах, органы судейского сообщества и квалификационные коллегии судей, образующие несколько "особых ответвлений",

(7) независимые контрольно-надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы), образующие "дополнительную ветвь" государственной власти - "контрольно-надзорную власть".

Если взять за основу данную классификацию и сопоставить её с конституционным принципом народовластия и тремя конституционно закреплёнными формами его реализации, то получается, что система публичной (политической) власти включает "основные и дополнительные ветви власти": избирательную, президентскую, законодательную, исполнительную, судебную, контрольно-надзорную, вышеупомянутые "особые ответвления", а также органы местного самоуправления (местную власть).

Формат работы не позволяет подробно разобрать всю систему государственных органов, а также их формы взаимодействия и влияния друг на друга (то есть российскую "систему сдержек и противовесов").

Для решения вопроса об обособлении "дополнительных ветвей" и "особых ответвлений" государственной власти следует сформулировать критерии их обособления, определить признаки "ветви власти". В.Е.Чиркин приводит следующие признаки "ветви власти": (1) существование особых органов государства, (2) связь функции "ветви власти" с функцей государства, (3) общее функциональное назначение органов "ветви власти" (сама система может быть иерархической или рассредоточенной), (4) общегосударственный характер деятельности "ветви власти"[13]. Соглашаясь в принципе с таким подходом, предлагаю считать "дополнительной ветвью власти" систему государственных органов с особым статусом (не относящихся ни к одной из трёх "основных ветвей власти" и организационно от них обособленных), осуществляющих общие либо сходные функции, а "особым ответвлением власти" - систему или группу государственных органов с особым статусом.


Другие публикации:

Конституция СССР 1977г.
Конституция социалистического государства, по мнению его руководителей, должна была закреплять очередные достижения советского общества на пути построения коммунизма, поэтому вопрос о ее подготовке поднимался властями постоянно. Разрабаты ...

Теория бюрократии М. Вебера
Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры. Значительной заслугой Вебера является фо ...

Книга Ф. Ратцеля “О законах пространственного роста государств”
Ратцель в своей книге “О законах пространственного роста государств” (1901) вывел семь законов экспансии, или “пространственного роста государств”. Данный рост обусловлен тем, что “растущий народ нуждается в новых землях для увеличения св ...