Политическая мысль средневековья и эпохи ВозрожденияСтраница 2
Одну из глав труда “Рассуждения на первые три книги Тита Ливия” мыслитель озаглавил: “Толпа умнее и постояннее государя”. В ней утверждается, что “народ всегда умнее, постояннее и рассудительнее государя”, хотя он против того, чтобы предоставить народу “чрезмерную власть”. Республика более устойчива, чем монархия, она лучше приспособляется к различным условиям, она лучше обеспечивает единство и мощь государства, рождая у народа патриотизм. В этом мыслителя убеждает и исследование истории и политики республиканского Рима. Так, причину политического величия Рима он видел в установлении там республиканской формы правления.[10]
Зарождение буржуазной теории государственного суверенитета было результатом религиозных войн во Франции и укрепления позиций центральной государственной власти против феодальной раздробленности. С защитой королевского абсолютизма выступил идеолог французской буржуазии Жан Боден (1530-1596 гг.). Боден пытается, как и Макиавелли, подойти исторически к исследованию государства. Используя общественно-политические идеи, почерпнутые у Аристотеля, он развивает новые взгляды на роль географической среды в организации общественных и политических учреждений, выступая здесь в качестве предшественника Монтескье. Боден отстаивает теорию сильного централизованного государства и защищает складывающийся тогда во Франции абсолютизм. Его политическая идеология - это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой Боден выдвигает одну из важнейших политических идей того времени - идею государственного суверенитета.
Боден создает новую, буржуазную теорию государственного суверенитета; в центре которой находится мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти. Новое, что было сделано Боденом в политической теории, состояло в установлении связи между понятиями “государство” и “суверенитет”.
Болен считает самым существенным признаком государства суверенитет, под которым он понимает власть абсолютную и постоянную, не связанную никакими ограничениями, законами.
Существенными признаками суверенитета он считает власть давать законы без чьего-либо согласия, власть войны и мира, право суда в последней инстанции и ряд других.
Но суверенность власти отнюдь не означает у Бодена власти только единоличного правителя, ибо суверенитетом обладает и монархия и республика. Власть может быть устроена сложно: может быть выражена в государе и одной палате, в двух палатах и государе и т. п., но как единое целое эта власть всегда обладает верховенством, постоянством, должна быть выше всех других властей.
Рассматривая формы государства, Боден наилучшей считает монархию, которая, по его мнению, является наиболее естественной из всех форм. Для обоснования этого положения он приводит те доводы, которые уже имели место в политической литературе. При этом он разграничивает понятия суверенитета и управления или правительственной власти. Так, в монархии управление может быть аристократическим, если монарх предоставляет должности только знатным и богатым, или демократическим, если государственные должности доступны всем. Такие же системы управления могут быть в аристократии и демократии.
Определяя государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит, Боден вносит в это определение правовой принцип. Определение правового принципа государства было прогрессивным явлением, направленным своим острием на установление элементарного правового порядка, без которого не могло развиваться буржуазное общество. Задача государства и состоит в том, чтобы обеспечить право и свободу.
Другие публикации:
Движущие силы революции.
Основной движущей силой революции выступило население страны, доведенное до крайности бедностью и непонятными для него политическими играми, происходившими до, во время и после выборов. Именно простые люди выходили на улицы, блокировали д ...
«Яблоко». «семь шагов к равенству возможностей». Григорий Явлинский – лидер партии «Яблоко»
В противоположность «Единой России», значительную часть своей программы «Яблоко» посвятило критике существующего положения дел. При знакомстве с этим разделом программы невольно приходят на память утверждения политологов о том, что команд ...
Политическая элита в России
Политическая элита в России более всего заслуживает названия «политический класс». Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии возникли в странах Запада как результат обладания собс ...