Заключение
Заключая наш анализ эволюции Африканского союза и особенностей региональной интеграции на африканском континенте, отметим, что деятельность Союза чрезвычайно важна в новых международных условиях. Являясь преемником ОАЕ, он только начинает свою деятельность. Задачи, структура и механизмы функционирования институтов АС определены пока только в общем виде. Проблемы африканского единства и инициативы по его достижению (в том числе сам Учредительный акт АС) хорошо известны лишь узкому кругу политиков, правительственных чиновников и ученых. Потребуется много времени и усилий для определения функций, обеспечения финансовых и других средств, необходимых для нормальной деятельности институтов в структуре Африканского Союза.
После принятия в Лусаке «Новой африканской инициативы» Нигерия вместе с Южной Африкой, Алжиром, Египтом и Сенегалом взяли на себя роль лидеров в деле разработки плана по преодолению проблем в развитии континента. Но представляет ли собой переход от ОАЕ к Африканскому Союзу нечто большее, чем простую смену названия, можно будет судить лишь по результатам реализации принятых планов.
Учитывая реалии африканской действительности, объективные трудности и проблемы субъективного характера, с которыми АС столкнулся уже в начале своего существования, можно согласиться с большинством зарубежных и отечественных исследователей, что его создание открыло новую главу в истории Африканского континента. Создание АС означает безусловный шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции и может способствовать выработке государствами континента единой позиции перед лицом глобальных вызовов современности.
В новой геополитической ситуации, несомненно, произошло ослабление политического влияния РФ в регионе. Совпадение позиций по многим международным проблемам между Россией и странами Африки, обоюдная заинтересованность в создании многополюсной, а не монополярной модели мироустройства открывают перспективы для их конструктивного сотрудничества на региональном и глобальном уровнях в будущем.
[1] Алимов Ю.И. Движение африканского единства на современном этапе. //Народы Азии и Африки, 1964, № 2; Алимов Ю.И. Организация Африканского Единства. М., 1969: Этингер Я.Я. Африканская солидарность и происки неоколониализма. М., 1967. 2 Киселева В. П. Африка. Интеграция и проблемы внешнеэкономической деятельности. М 1972; Современная Африка: итоги и перспективы развития. Экономика. М., 1989.
[2] The OAU after 20 years. NY, 1984; Aning E.K. Africa's Security Problematic in the Post-Cold War Era. Copenhagen, 1994; Naldi G.J. The Organization of African Unity: An Analysis of Its Role. L.-NY. 1989.
[3] Громыко А. А. Африка в мировой политике М., 1986.
[4] Мирский Г. К вопросу о выборе пути. М., 1987; Аваков Р. Новое мышление и проблемы изучения развивающихся стран // Международная жизнь. 1987. N 11, Попов Ю. Африка н советская перестройка // Международная жизнь. 1991. N 3, 5; Сумбатян Ю.Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы. М., 1997; Маненко И.Б., Новикова З.С. Некоторые аспекты экономического развития Африки в 80-90-е пг. // Институт Африки РАН. Ученые записки. Вьш.1. М., 1998 и др.
[5] Эволюция политических структур Африки. М., 1990; Социо- и этнокультурные процессы в Африке М., 1991; Африка на пороге XXI века. Итоги и перспективы социально-экономического и политического развития. М., 1993; Африка в меняющемся мире. М., 1998 и др.
[6] История Нигерии в новое и новейшее время. М. 1985.
[7] Учредительный акт Африканского Союза. Сирт., 1999.
[8] Поликанов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М., 1998.
[9] Косухин Н.Д. Политическая власть и политический процесс в Африке. // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 2001. – № 3. – С. 80–87.
[10] Зарубежный Восток и современность. - М., 1980, с.297.
[11] Севортьян Р.Э. Государство и власть в современном мире. Теория. Политика. Реальность. – М., 1977, с.173.
[12] Кочакова Н.Б. Раннее государство и Африка. - М., 1999, с.62.
[13] Чиркин В.Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 1990; Энтин Л.М. Политические системы развивающихся стран. Государство и политические страны в странах Азии и Африки. – М. 1978.
[14] Процессы демократизации в африканских странах: тенденции 90-х годов. – M., 1993.
[15] Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement or cooperation for ostwiss and intern student Koln. 1995. N22. P. 38.
[16] Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa. Facts and Fiction // Asia and Africa today 1991. N 4.P.8.
[17] Сафонов Л.А. Россия-Африка: новые горизонты // Дипломатический вестник. 1992. 15 апреля (N 7); Национальные интересы России, Украины и Беларуси в Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное). М., 1994; Росснйско-африканскне экономические связи в глобальном контексте: проблемы и тенденции. Сб. статей М., 1995; Международное содействие развитию. Внешние долги н проблемы российско-африканских отношений. М., 1996; Проблемы африканской безопасности и позиция России. М., 1996; Черкасова И. В. Отношения России с алмазной корпорацией “Де Бирс”. М., 1997; Васильев А.М. Россия и Африка. Реалии и перспективы сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 1997. N 12 и др.
Другие публикации:
Уровни государственной идеологии
Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить высший, средний и низший уровни проявления.
Высший уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, ...
Социально-экономические причины
История показала, что слаборазвитая экономика и соответствующая ей социальная структура с неизбежностью рождают тоталитаризм.
Аграрное общество основано на необходимости коллективного труда. Соответственно этому и образ жизни индивида, е ...
Политик выступает с предвыборной программой
(Государство для народа: Тезисы программы кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко//http://www. sb. by)[1]
Программа А. Лукашенко обращена к народу: мы с вами, мы – ваше правительство, мы – народ. Представляет груп ...