Российско-африканские отношения в контексте
образования нового Африканского Союза и демократических процессов в АфрикеСтраница 1
После распада СССР произошло дальнейшее изменение баланса политических сил на международной арене, которое сопровождалось складыванием новой структуры глобальных и региональных связей. В рамках становления многополярной системы начался новый этап в истории российско-африканских отношений, который совпал со структурной перестройкой и реформами внутри этих стран, а также поиском национальной идентичности и места России и Африки в системе мировой политики.
Давая оценку курсу советской внешней политики в отношении Африки в эпоху М.С.Горбачева специалисты Федерального института международных и восточноевропейских исследований (БИОСТ) заключают, что Советский Союз «ушел с континента в 1980-х годах в связи с глобальной экономией, связанной с горбачевскими внутренними реформами и «новым мышлением во внешней политике и политике обеспечения безопасности»[15]. Голландский ученый Барт Ван дер Меер дополняет эти рассуждения мыслью о том, что СССР «оказался жертвой мессианской идеи о своей роли как бескорыстного бойца против империализма»[16]. С этой позицией нельзя не согласиться. Вместе с тем, нередко в трудах зарубежных исследователей данный период однозначно трактуется исключительно как «крах советской политики в Африке», при этом игнори-руется тот положительный опыт, который был накоплен за годы сотрудничества (участие СССР в поддержке борьбы за независимость, разрешении проблем африканской безопасности, подготовка кадров для развивающихся стран и др.).
В числе факторов, осложнивших процесс советско-африканских межгосударственных отношений, можно назвать проблемы урегулирования задолженности африканских государств, переходный характер их экономики, нестабильность политической ситуации в регионе, а также сильную конкуренция со стороны европейских держав, США и азиатских стран.
Задачей российской дипломатии на африканском направлении в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века было сохранение и расширение сложившихся связей и одновременно перевода их на новую основу: путем развития торгово-экономического взаимодействия с участием российских предпринимательских структур, налаживания сотрудничества с государствами, наиболее экономически развитыми, но остававшимися прежде вне сферы советского внимания (в том числе, ЮАР, Намибией и др.).
Характеризуя российско-африканские отношения на современном этапе в контексте образования нового Африканского Союза, следует отметить, что место и роль Африки в системе внешнеполитической концепции определяются сегодня с точки зрения национальных интересов России и проблем ее национальной безопасности с учетом аспектов двусторонних отношений с отдельными странами и организациями, а также прямого и косвенного воздействия Африки на мировую политику[17].
В современных условиях Российская Федерация строит свою внешнеполитическую концепцию с учетом специфики исторических, геополитических, экономических интересов страны в рамках цивилизованных межгосударственных отношений. Ее приоритеты в отношении стран Африки переместились в сферу взаимовыгодного сотрудничества, свободного от идеологического и военно-политического давления. Интересам России отвечает поддержание стабильности на Африканском континенте, развитие там демократических процессов, вовлечение африканских государств в общие усилия по формированию нового миропорядка. Без участия Африки сегодня невозможно создание целостной и стабильной мировой системы, комплексное решение глобальных проблем, развитие всеобъемлющего гуманитарного и культурного сотрудничества.
Другие публикации:
Экономические корни
Экономическая составляющая национально-государственных интересов всегда и повсеместно выступала в наиболее явной и очевидной форме. Стремление к обеспечению нормальных условий воспроизводства, а затем - к укреплению экономического могуще ...
Виды исламских неправительственных организаций
Исламские организации разделяются на межгосударственные, неправительственные, общественно-религиозные, благотворительные и гуманитарные, фундаменталистские и экстремистские группировки. Все они имеют каналы взаимодействия по различным нап ...
Формирование политической культуры
Политическая культура – продукт естественно-исторического развития. При этом большую роль в формировании политической культуры каждой страны играют такие факторы, как ее геополитическое положение; социальная и политическая структура общес ...