Другие партииСтраница 2
«Круглые столы»
Специфической формой сотрудничества политических партий являются «круглые столы», идея проведения которых витает в обществе на протяжении последних десяти лет. Однако ни в конце 80-х — начале 90-х годов, ни в настоящее время оппозиция не обладает достаточной силой и влиянием, чтобы по примеру Польши в 1988 г. усадить власть за «круглый стол». Обращения к власти о проведении «круглого стола» больше напоминают приглашение на научно-практическую конференцию, где партии могли бы изложить свое видение проблемы и потребовать от власти ее решения. Реальными рычагами воздействия на власть партии не располагают.
Требования политических партий о проведении «круглых столов» не могли привести к значительному перераспределению власти, но позволяли им получить тактическую и пропагандистскую выгоду, а также могли способствовать улучшению политического климата в стране.
В апреле 1991 г., после мощной волны забастовок рабочих, политические партии и общественные организации — БНФ, ОДПБ, БСДГ, НДПБ, БСП, Гражданский совет Белоруссии, Республиканский депутатский демократический клуб — приняли совместное заявление, в котором потребовали проведения «круглого стола» между руководством республики и представителями стачкомов, политических партий и движений. Однако призыв демократической оппозиции остался без ответа[18].
После победы на президентских выборах А. Лукашенко намеревался провести встречу с политическими партиями, однако она так и не состоялась[19]. С аналогичной инициативой выступил тогдашний председатель Верховного Совета М. Гриб, который провел подобную встречу 3 ноября 1994 г. в Малом зале заседаний Верховного Совета. На ней М. Гриб попросил представителей политических партий выразить свое отношение к проекту Закона о выборах депутатов Верховного Совета, а также предложил им разработать и подписать Договор об общественном согласии, аналогичный принятому в России. Несмотря на то, что большинство партий высказалось за введение смешанной системы голосования, их голоса не были услышаны парламентом: принятый Закон о выборах предусматривал избрание депутатов Верховного Совета только по мажоритарным округам.
В сентябре—октябре 1995 г. Президент вновь выступил с инициативой проведения «круглого стола». На этот раз на нем планировалось обсудить проблему парламентского кризиса и пути выхода из него. Свое видение этой проблемы политические партии и общественные организации — Аграрная партия, БНФ, Белорусский научно-производственный конгресс, ОДПБ, ВЕС, БПЖ «Надзея», ПНС, БСДГ, ФПБ, Союз предпринимателей — изложили в итоговом документе «О сохранении гражданского мира». Однако встреча с полномочным представителем президента и обсуждение этого документа так и не состоялось.
В начале августа 1996 г. семь политических партий — АП, ОГП, БСДП (НГ), Партия БНФ, БПТ, БПЖ «Надзея» и ПКБ -приняли обращение, адресованное гражданам Республики Беларусь. В нем они предложили провести «круглый стол» партий и общественных объединений с Президентом, премьер-министром, председателями Верховного Совета и Конституционного Суда для обсуждения сложившейся ситуации в стране. Ответа на эту просьбу не последовало.
Летом 1997 г. Администрация Президента предложила создать Общественный консультативный совет при Президенте с участием представителей политических партий, но практически все партии демократического направления отказались от этого предложения, поскольку реально влиять на принимаемые решения, будучи его членом, было невозможно.
Весной 2000 г., уже после принятия Избирательного кодекса, А. Лукашенко под давлением ОБСЕ и других европейских организаций согласился выслушать предложения политических партий по изменению избирательного законодательства и условиям проведения выборов. Однако к обсуждению этих вопросов были приглашены не только политические партии, но и общественные объединения. Таким образом, вместо переговоров с властью за «круглым столом», на проведении которых настаивал Консультативный совет ОПП, состоялся широкий общественно-политический диалог, от участия в котором отказались практически все оппозиционные политические партии, кроме ПКБ. Абсолютное большинство рекомендаций, выработанных участниками диалога, не было реализовано властью, за исключением внесения нескольких косметических поправок в Избирательный кодекс.
Другие публикации:
Политический PR в сети: опыт выборов 1999-2000
Выборы в России 1999-2000 годов дают множество характерных примеров применения политических технологий в рамках представленной выше типологии. Попробуем кратко проанализировать некоторые из них:
PR-Технология:Демонстрация приобщения поли ...
Национально-государственное устройство СССР
Советский Союз - единое союзное многонациональное государство, образованное в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Так было записано в статье 70-й (Конс ...
Методы прикладной политологии
Необходимая база данных для изучения политических проблем и выработки соответствующих рекомендаций формируется на основании применения определенных методов политологических исследований. Как составная часть политической науки прикладная п ...