Политика взаимоотношения государства и рынка
Страница 1

Политические публикации » Политика взаимоотношения государства и рынка » Политика взаимоотношения государства и рынка

Однако в отличие от традиционного подхода, основанного на анализе степени участия государства в регулировании рыночных процессов, осознание обоюдного влияния сторон - конституирования государством рынка и участия рынка в формулировании политики и её реализации структурами политической власти - предполагает рассмотрение качественного элемента как принципиального при оценке взаимодействия государства и рынка.

В условиях практически повсеместного участия государства в регулировании экономических процессов и, соответственно, выстраивания отношений с участниками рынка, ключевым становится характер таких отношений и их влияние на экономическое развитие.

Количественное соотношение государственного и рыночного секторов отходит на второй план, и ключевым вопросом для анализа становится "характер способов интеграции двух типов структур и двух типов институционализированных правил.

Сегодня легитимность осуществления властных полномочий частными акторами часто обеспечивается через рыночные механизмы конкуренции. Однако определение посредством демократических и судебных процедур спектра властных функций, которые могут быть делегированы частным акторам (а, следовательно, предоставлены рыночной конкуренции), находится в компетенции государства.

Именно эта сфера полномочий государства является принципиальной, поскольку действия акторов, которым были делегированы какие-либо функции, не могут быть легитимизированы непосредственно через рыночную конкуренцию как таковую; это возможно только через демократические и судебные практики государства.

Государство обеспечивает конституционную основу, в пределах которой возможна дискуссия относительно передачи тех или иных функций частному сектору.

И лишь после принципиального одобрения государством дальнейшей приватизации представители частного сектора могут ожидать социального одобрения, необходимого для передачи властных функций.

С учетом данных факторов можно говорить о расширении влияния государства в современных условиях денационализации структур политической власти при видоизменении своей сути от монополиста к менеджеру политической власти. Соответственно, государство по-прежнему несет конечную ответственность за все акты политической власти.

Наиболее показательным примером первостепенной роли государства в обеспечении экономического развития является государство развития, осуществляющее политику во имя экономического развития.

В целом вмешательство государства развития воплощает три главных компонента.

Во-первых, прямая собственность и контроль промышленного производства имеют вторичное значение по сравнению с процессом создания экономической инфраструктуры посредством образования, обучения, и исследований.

Во-вторых, государство выполняет ключевые функции в обеспечении взаимоотношений труда и менеджмента.

В-третьих, оно берет на себя ведущую роль в создании конкурентных преимуществ.

В рамках деятельности по созданию условий для экономического роста государство, воздерживаясь от прямого управления, координирует и во многом выстраивает рыночные процессы.

Развитием положений о государстве развития стал концепт "встроенной автономии" (embedded autonomy), предполагающей:

1) дистанцирование государственной власти и аппарата от групп интересов;

2) выстраивание сетей, связей в структуре рынка.

Соблюдение этих условий рассматривается в качестве ключа к успешному вмешательству государства в конструирование рыночных процессов.

В то время как встроенность позволяет государству получать информацию и мобилизировать ресурсы, автономия гарантирует сохранение фокуса государства именно на целях развития.

В отличие от теории государства развития, отличительной особенностью тезиса о "встроенной автономии" является понимание социальной и культурной встроенности как ключевого фактора в формировании различий способности государства поддерживать автономность.

Однако изменение условий на мировой арене меняет и роль государства развития. Новые режимы правления на транснациональном уровне сужают "пространство развития" для государств, в которых имеют место успешные формы индустриальной политики.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Особенности партийно-политической системы Великобритании и основные характеристики внутриполитической обстановки накануне парламентских выборов 1979 года.
Современная партийно-политическая система Великобритании сложилась начиная с реформы 1832 г. Можно сказать, что в основном это произошло в викторианскую эпоху. После первой мировой войны и до наших дней парламент и вся партийно-политическ ...

Властные полномочия и структура государства
Еще Платон в «Законах» поставил вопрос об основании того, что одни правят, а другие обязаны им подчиняться, поскольку необходимо, чтобы в государствах были правители и подчиненные. М. Вебер выделяет «три вида внутренних оправданий, то ес ...

Методы исследования разделения властей.
В настоящей работе с точки зрения разделения властей исследуется система государственных органов Российской Федерации, а также основные формы непосредственной демократии, местное самоуправление и некоторые другие негосудартсвенные институ ...