Программы мира 70-х гг.: цели, этапы, тупики
Страница 2

В начале 70-х гг. канцлер ФРГ В. Брандт от имени своей страны заключил договор с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией об основах взаимоотношений, в которых признавалась территориальная и социально-экономическая нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после Второй мировой войны. Было заключено четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) по урегулированию статуса Западного Берлина. Тем самым на основе разумного компромисса разрешилась одна из самых сложных проблем европейской безопасности.

В 70-е гг. удалось заложить хорошие основы сотрудничества различных государств в новых исторических условиях. Но в полной мере они использованы не были как по вине Запада, так и по вине руководства СССР.

Несмотря на публичные декларации, продолжались секретные акции в оборонной сфере. Так, программа мира провозглашала запрещение химического оружия. СССР же, имея его, долгое время уклонялась от прямого ответа о его наличии; стороны по-разному толковали положения подписанных документов. США отстаивал принцип самоконтроля за вооружениями, а Запад требовал обязательных международных инспекций.

Если период 60-х — середины 70-х гг. был отмечен международной активностью и ослаблением напряженности, то с конца 70-х до середины 80-х гг. разрядка сменилась новым витком невиданной гонки вооружений.

Итак, в конце 70-х – начале 80-х гг. сложившиеся ядерного века требовали новых подходов в международных отношениях как со стороны Советского Союза, социалистических стран, так и со стороны Соединенных Штатов Америки, капиталистических стран . Однако развитие событий пошло по пути страха, уничтожения доверия, подрыва разрядки. Обострение отношений сопровождалось опасным и дорогостоящим взлетом гонки вооружений. Одной из причин обострения на международной арене явилась политика капиталистических стран, в основе которой лежала стратегическая концепция «ядерного сдерживания» СССР. Она оправдывала непрерывную гонку вооружений и, в конечном счете, самую возможность ядерной войны.

Крупнейшей внешнеполитическое ошибкой советского руководства стало вмешательство во внутриполитическую борьбу в Афганистане и оккупация страны в декабре 1979 года. Навязывание схем социально-политического развития было обречено на провал, затяжные военные действия обескровливали и без того неэффективную советскую экономику. Большинство стран мира осудили недальновидную, бездарную внешнюю политику СССР.

В беседе с корреспондентом газеты «Известия» министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе по поводу Афганистана сказал: «Решение о вводе войск в эту страну принималось за закрытыми дверями несколькими высшими руководителями страны. Я, в ту пору кандидат в члены Политбюро ЦК, как и некоторые другие мои товарищи и коллеги, был просто поставлен перед фактом.

Уверен, если бы не было этих грубейших нарушений норм партийно-государственной этики, если бы вопрос рассматривался с участием компетентных экспертов разных специальностей, то уже тогда можно было бы прийти к выводу, что военного решения афганская проблема не имеет».[5]

Другим просчетом советской внешней политики было решение о размещении ракет среднего радиуса в Европе. Принятое в середине 70-х гг., решение дестабилизировало обстановку и стратегическое равновесие. В ответ на призыв Запада не размещать ракеты советское военное и политическое руководство, наоборот, объявило об их модернизации. Врезультате страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений, что существенно отразилось на социально-экономическом развитии Советского Союза и на его международном авторитете. На этом фоне наша традиционная политическая и общественная деятельность в пользу мира и разоружения потеряла свою убедительность. Тем более что во второй половине 70-х – начале 80-х гг. СССР в той или иной форме принимал участие в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене, вооружал «прогрессивные», с точки зрения советского руководства, режимы в Ираке, Ливии и ряде стран, не пользовавшиеся высокой репутацией.

Все свидетельствовало о том, что в своей главной, ключевой проблеме советская внешняя политика, декларируемая как миролюбивая, зашла в тупик. Выход из него попытались найти лишь во второй половине 80-х гг.

Страницы: 1 2 


Другие публикации:

Уровень присутствия в Интернете регионов России
Всестороннее исследование взаимодействий Интернета и политики не представляется возможным без учета регионального аспекта. Взаимодей­ствие общего (общенационального) и особенного (регио­нального) непосредственно относится к самой логике п ...

Общая характеристика ведущих политических партий Беларуси
В бывшем Советском Союзе единственной конституционной партией была КПСС, в рамках которой не существовало никаких фракций и организационно закрепленного разномыслия. Первым шагом на пути к многопартийности стали решения XIX партконференци ...

Роль института президентской власти в Республике Беларусь
Возникновение института президентства в Республике Беларусь, необходимость учреждения поста президента было обусловлено совокупностью социально-политических и правовых факторов. Среди них: кардинальные изменения в политической системе гос ...