Верхние эшелоны власти
Страница 3

Десять лет ( с1965 по 1975 г.) потратил Л.И.Брежнев на устранение от власти А.Н.Шелепина, одного из главных действующих лиц смещения Хрущева. Наконец добился, чтобы А.Н.Шелепина вывели из Политбюро «по личной просьбе». Л.И.Брежнев полностью укрепился на вершине партийной власти. Однако это не привело к диктаторству. В 70-е гг. органы коллективного партийного руководства сохраняли не только формальное значение. Состав Политбюро изменился не только количественно, но и качественно: председатель КГБ, министры иностранных дел и обороны вошли в него не просто как партийные руководители, а как главы

важнейших государственных ведомств. Это свидетельствовало о превращении высшего политического органа в некую разновидность органа государственного управления. Политбюро обладало реальными властными полномочиями, здесь имели место споры и столкновения мнений. Генсек именно здесь должен был принимать во внимание баланс интересов и сил при разрешении различных споров. ЦК КПСС главным образом «ратифицировал» решения, внесенные более высокой инстанцией - Политбюро. Съезды партии 70-х г. в основном представляли собой грандиозные триумфальные парады, лишенные политического содержания.

Ситуация в Политбюро копировалась в аппарате ЦК КПСС , отделы которого отражали различные взгляды и требования. По словам социологов, это было следствием соперничества между «группами давления».

Однако дела ухудшались – и в стране, и у самого Л. И. Брежнева, с конца 1974 г. начавшего испытывать серьезные проблемы со здоровьем. С середины 1976 г. он утратил контроль за положением дел, все (меньше внимания и времени уделял исполнению обязанностей). Наиболее значительными направлениями политики ведали теперь отдельные узкие группы руководителей высшего ранга: внешними делами и обороной – Ю. В. Андропов, А.А.Громыко, А.А. Гречко(после его смерти –Д.Ф.Устинов); экономикой – Л.Н.Косыгин и К.Т.Мазуров; идеологической и партийной работой- М.А.Суслов, Б.Н.Пономарев, М.В.Зимянин. В результате отсутствовало и эффективное координирование политики, и общая согласованность. Олигархия превратилась в геронтократию, редкий возраст членов Политбюро превышал 70 лет ( при Хрущеве – 61 год, при Сталине – 55 лет). Кадров моложе 50 практически не было.

«Ответственные посты стали в принципе пожизненными, а бюрократы несменяемыми. Очень многие секретари обкомов, министры, ответственные работники партийного и советского аппарата занимали свою должность по 15-20 лет»[1]

Нити управления находились в руках работников более низкого ранга, не обладавших правом принимать решения и поэтому уклонявшихся от конкретной деятельности. Имитируя успехи, они прибегали к политике произвольного манипулирования информацией. Появились подтасовки данных в отчетах, проектах, расчетах. По мере утраты инициативности, самостоятельности в работе имитация бурной деятельности стала средством сохранения системы.

К концу 70-х годов «команда» Л.И.Брежнева смогла взять под контроль все ключевые позиции в партийно-государственном механизме. Теперь уже в узком кругу позволял себе открыто третировать А.Н.Косыгина и предлагаемые им хозяйственные меры. Председатель Совмина не мог конструктивно противостоять напору брежневской когорты.

Тяжелое положение страны конца 70-х годов персоницировала фигура стареющего и слабеющего генсека. Вся окружающая реальность резко диссонировала о нарастающем восхвалении Л.И.Брежнева. «Вождь», «выдающийся

деятель ленинского типа» - такие эпитеты сопровождали в пропаганде имя партийного руководителя.

«Брежнев воспринимал все это как должное, поощряя поток славословия в свой адрес, а вместе с тем обилие пустозвонства в жизни общества, формирование двойной морали, нарушение принципов социалистического образа жизни. Так, вопреки тому, что решил 20-й съезд КПСС, показавший полную несовместимость культа личности с идеологией марксизма – ленинизма, личность Брежнева была вновь вознесена над партией и поставлена вне всякой критики. Отныне его можно было только превозносить.»[2]

За 18 лет пребывания у власти Л.И.Брежнев получил 114 высших государственных наград.

Новый культ, хотя он и содержал элементы фарса и принимал зачастую гротесковые формы, разлагающе влиял на жизнь общества и не случайно вел к реабилитации сталинщины. История еще раз показала, что культ личности в любой форме порождает фальшь, двуличие, отравляет моральную атмосферу общества, плодит бессовестных льстецов и карьеристов, пагубно сказывается на состоянии дел во всех сферах. Бывший член Политбюро ЦК КПСС первый заместитель Председателя Совета Министров СССР К.Т.Мазуров рассказывает, что с «середины 70-х годов стали забываться принципы коллегиального руководства, парадность и шумиха стали творить свое недоброе дело. Словесные потоки лились рекой. Провозглашались самые громкие эпитеты в адрес руководителей. Политика начала зависеть от настроения»[3]

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Возрождение российского либерализма. Второе пришествие либерализма в Россию
Одним из наиболее сенсационных явлений истории России уже в конце XX в. стало возвращение в нее устоев либерализма. Второе его пришествие после кризиса начала века и 70-летнего изгнания исполнено поразительных перипетий. Воспринятый росси ...

Заключение.
Итак, рассмотрев систему государственных органов, составляющих в совокупности государственную власть, и систему политической власти в целом, мы видим, что принцип разделения властей в российской конституционной практике претерпел существе ...

Создание имиджа
Одно из центральных понятий политической рекламы – образ, или имидж кандидата. Первоначально термин «имидж» использовался в коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров. С разработкой новых методов организации избирательных ...