ЗаключениеСтраница 1
Итак, Северный Кавказ - самый сложный регион с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности России. Здесь присутствует реальная угроза национальной безопасности Российской Федерации, ее целостности и суверенитету. Именно здесь радикальный этнический национализм и экстремизм в религиозной сфере обрели насильственные и варварские формы, бросив вызов не только государству, но и общественным устоям местного населения.
Материалы исследования курсовой работы дают основания сделать мне следующие выводы.
Во-первых, являясь одной из важных категорий политологии, экстремизм представляет собой общественное явление, сущность которого состоит в радикальной деятельности субъектов социальной деятельности, субъектов социальных отношений, основанной на приверженности к гипертрофированию, крайним оценкам условий, в которых эта деятельность происходит. Как правило, такой экстремизм не идет на уступки противной стороне, не применяет тактику диалога. Следовательно, говорить об экстремизме применительно к религиозным объединениям можно тогда, когда их деятельность проявляется в форме противоправных экстремистских действий, а именно направлена на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни., и т.д.
Во-вторых, экстремистская деятельность религиозных объединений представляет собой единство и противоречивость общего и особенного, сущностного и несущностного, главного и второстепенного, устойчивого и изменчивого, внутреннего и внешнего. Поэтому возникает важная методологическая проблема структуризации экстремизма в религиозной сфере и, прежде всего на основе их классификации.
В-третьих, экстремизм в религиозной сфере проявляется, прежде всего, в странах с исторически сложившейся религиозной традицией и практикой как ответная реакция на нововведения. Источником экстремизма в религиозной сфере часто выступает проблема, порожденная фанатичным религиозным обществом, - это ложное представление о том, что там, где есть религия, человеку не нужен разум.
В-четвертых, религиозное сознание все активнее участвует в формировании субъективных, ценностно-мотивационных, эмоционально-психологических предпосылок экстремистского поведения, что предполагает изучение религиозной ситуации.
В-пятых, экстремистская деятельность религиозных объединений на Северном Кавказе угрожает конституционному строю, территориальной целостности, всей системе безопасности региона и страны [11, C. 178].
Кавказ должен рассматриваться как приоритетное направление внешней и внутренней политики России. Предпосылки этого заключаются в том, что он является ключевой стратегической территорией для обеспечения национальной безопасности России на южных рубежах, а для проведения последовательной международной политики в Ближневосточном и Среднеазиатском ареалах. Поэтому геополитически Кавказ является не только южным рубежом России (оборонный полюс), но и самостоятельным поясом распространения российского влияния в мире (полюс влияния). В качестве одного из приоритетных направлений геополитических исследований для современной России является создание глобального междисциплинарного Геополитического Атласа Кавказа, который бы учитывал существующие тенденции, исторические прецеденты, потенциальные модели развития этноконфессиональных структур Кавказа. Для этого необходимо на основе геополитической методологии проанализировать разнообразную информацию этнополитического, конфликтологического, религиоведческого толка, проанализировать органическую, социальную, культурную, этконфессиональную и криминальную связь народностей, населяющих Кавказа, с жизнью и функционированием диаспор, находящихся как на территории России, так и за ее пределами. В этой перспективе необходимо разработать карту диаспор, которые этнически принадлежат к символическому пространству кавказской геополитики. Особое значение следует уделить изучению структуры религиозного опыта кавказских народов, диалектики соотношения экзотерических догм и эзотерических культов (тарикаты, вирды, духовные школы), а также изучению родоплеменной структуризации с учетом клановых, тайповых и иных особенностей.
Другие публикации:
Структура власти.
Особенностью кыргызского общества является то, что реальная власть сосредоточена не в политических институтах, которые в лучшем случае служат лишь площадкой борьбы или средством легитимизации властных целеполаганий и действий различных гр ...
Фрайбургская школа (ордолиберализм)
Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма.
Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической ...
«Новые либералы»
Либеральное движение конца 80-х – начала 90-х гг. было самым влиятельным идейным и политическим движением в бывшем СССР. Без него невозможно представить себе победу сторонников Б.Н. Ельцина в 1991 г., равно как и его собственную победу на ...