Политическая теория марксизма
Страница 1

Карл Маркс писал свои работы исходя из принципов материалистической диалектики. Он внес большой вклад в развитие политэкономии. Создал теорию утопического социализма. Сформировал практику революционного движения. Поднял представления об историческом разви­тии, о справедливом обществе и путях его достижения на качественно но­вый уровень.

Многие из его идей сохранили свою значимость и актуальность и сегодня. Наиболее важными на мой взгляд являются:

а) понимание политических отношений как разновидности соци­альных отношений, трактовка власти как социального явления;

б) объяснение сущности политики, культуры, духовной жизни, исхо­дя из их обусловленности социоэкономической средой; подход к полити­ке, культуре, духовной жизни как относительно самостоятельным сферам жизни общества;

в) противоречивость политической власти, государства в классовом обществе: с одной стороны, рассмотрение государства как организации, выражающей определенные интересы всех членов общества (развитие средств коммуникаций, связи, энерго-теплоснабжение, обеспечение пра­вопорядка и т.д.), с другой - государство господствующих классов, орудие сильных, составляющих меньшинство;

г) высокую оценку значения теоретических знаний, духовной зрело­сти общества. «Теория становится материальной силой, когда она овладе­вает массами». [1]

Он создатель идеи закономерных связей и взаимообусловленностей общественных явлений. Выведенный им закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, разработанная теория прибавочной стоимости оказали огромное влияние на все последующее развитие общественно-политической мысли. В современных условиях они составляют основу концепции структурно-функционального анализа. [2]

С точки зрения Маркса в основе возникновения и развития политических явлений лежит не сознание людей, а их общественное бытие. Общество, по его мнению, это социальный организм.

Марксистское учение о государстве и праве включает как философские, так и социологические представления. Он считал, что государство в конечном итоге должно отмирать. Этот процесс он считал абсолютно неизбежным.

Государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Классы это большие группы людей, с разными интересами, различающиеся по их отношению к средствам производства. Класс в полном смысле осознаёт себя как особую социальную группу со своими собственными интересами. Наиболее нужной формой выражения классового самосознания является политическая партия.

С возникновением государства в обществе идёт постоянная классовая борьба. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там тогда и постольку, где когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. В свою очередь классовая борьба неизбежно ведёт к диктатуре пролетариата. И эта диктатура сама по себе лишь составляет переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Экономический базис по его мнению всё таки доминирует над государством. А внутри государства противоборствуют два класса буржуазия и пролетариат. Буржуазия является господствующим классом. Причем, по его мнению, паразитическим классом. Класс, занимающий господствующие позиции в экономике стремится закрепить своё господство и в политике, завоевать государственную власть. Таким образом, государственная власть это организация, особый аппарат насилия господствующего класса. Буржуазия навязывает через идеологию свои собственные интересы, которые она представляет как всеобщие. Поэтому право это возведённая в закон воля господствующего класса. [3]

Маркса явно не устраивает сложившийся ход вещей и он надеется на пролетариат, как особую силу освобождения от гнёта буржуазии.

Пролетариат должен стремится к политическому господству, а для этого он должен сломить буржуазную господствующую машину. После захвата власти необходимо установить свою диктатуру- диктатуру пролетариата. В качестве способа захвата власти для пролетариата он считал насильственною революцию. Правда в своих поздних работах он так же указывал и на мирный путь с завоеванием большинства мест в парламенте. Это у него как альтернатива насилию. Его взгляды на революцию очень интересны. Он считал её высшей формой классовой борьбы. Восстание считал искусством. Он вывел следующие правила: никогда не играть с восстанием если нет решимости идти до конца; раз восстание начато надо действовать с величайшей решимостью и переходить в наступление. Оборона есть смерть всякого вооружённого восстания. План захвата власти был продуман очень основательно.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Северный Кавказ как полигон этнических конфликтов
Понятия Кавказ и конфликты оказались зарифмованными позднесоветской и постсоветской историей. Из семи вооруженных межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве, пять произошли в Кавказском регионе. Это — армяно-азербайджанский ко ...

Детерминанты политического поведения: синергетический аспект
Проблема выявления мотиваций и детерминант политического поведения индивидов серьезно интересуют как самих политиков, так и представителей политической науки. В то же время попытки выделить их и научно обосновать позволили лишь сформирова ...

Анализ Югославского кризиса.
Югославский кризис возник не вдруг, а вырос из длительного регионального конфликта, который потенциально мог перерасти в глобальный конфликт. Глобальный характер конфликты принимают, когда их нерешенность представляет угрозу для всего чело ...