Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССРСтраница 3
Характеристика общественных отношений, данная Сахаровым в этой статье, как и в ряде иных выступлений этого периода, находилась в вопиющем противоречии с официальной политической доктриной развитого социализма. Разумеется, позиция Сахарова не только не обсуждалась, не допускалось включение ее в оборот общественного мнения. Она была изъята из обращения с помощью средств идейного контроля и блокирования информации.
19 сентября 1977 года Сахаров направил письмо в Организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни. В нем он подробно описывает, почему он против смертной казни. Для него это «жестокий и безнравственный институт, подрывающий нравственные и правовые устои общества»[7]. Государство, которое присваивает себе право на самое страшное и абсолютно необратимое действо: лишение жизни, не может рассчитывать на улучшение нравственной атмосферы в стране. Он отрицает сколько-нибудь существенное устрашающее действие смертной казни на потенциальных преступников, а уверен в обратном – «жестокость порождает жестокость»[8]. В письме он проявил себя как истинный гуманист, он допускает изменение личности преступника, даёт ему шанс вернуться к нормальной жизни после заключения.
Не менее важную роль для понимания взглядов Сахарова имеет другая его статья - «Движение за права человека в СССР и Восточной Европе – цели, значение, трудности», написанная в 1978 году. В ней он ещё раз подчеркивает, что «коммунистическая идеология, с её обещанием общемирового общества социальной гармонии, труда, материального процветания и свободы в будущем, на деле в государствах, называющих себя социалистическими, трансформировалась в идеологию партийно-бюракратического тоталитаризма»[9]. Ему же наиболее разумной представляется общественно-политическая идеология, выдвигающая на первое место права человека. Сахаров убежден в необходимости гражданских и политических прав: «Право на свободу убеждений и распространение информации, право на свободный выбор страны проживания и места проживания внутри страны, свобода вероисповедания, право на забастовки, право образования ассоциаций, отсутствие принудительного труда – являются гарантией свободы личности, осуществления социальных и экономических прав человека, международного доверия и безопасности»[10]. Сахаров по пунктам доказывает в этой статье, что эти гражданские и политические права наиболее сильно нарушаются в СССР. Итак, А.Д. Сахаров в данной статье показал, что его идеология – это защита прав человека, это борьба против страданий людей.
Из Горького он в 1980 году пишет свое Открытое письмо Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу. В нем он поднимает тему войны в Афганистане, которая к тому моменту продолжалась уже 7 месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев - не только партизан, но главным образом мирных жителей - стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Но главная причина, по которой Сахаров просит о завершении всех военных операций в Афганистане – это то, что «внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны, не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля»[11]. Сахаров предлагает, чтобы нейтралитет, мир и независимость Афганистана гарантировалась Советом Безопасности ООН. Также в этом письме он обращается с просьбой освободить «узников совести, осужденных и арестованных за убеждения и ненасильственные действия»[12]. Вновь и вновь Сахаров выступает, как ярый защитник прав человека.
В 1989 году А.Д. Сахаров избирается народным депутатом СССР и становится одним из самых активных депутатов перестроечного периода. Он – приверженец либеральных ценностей, инициатор демократической волны.
Сахарову предложили войти в состав Верховного Совета, и к удивлению всех, он отказался, скромно заявив: “Я не родился для общественной деятельности”. Потому что он всегда острее других чувствовал свою ответственность перед людьми и обществом, –
Другие публикации:
Г
Геополитика
(от
греч. gе - Земля и роlitike - искусство управления государством) - направление политической мысли, концепция, оправдывающая различные формы экспансии агрессивных государств при помощи ссылок на данные политической и эко ...
Понятие, основные принципы и разновидности социализма. Социализм и
коммунистическая доктрина
Социализм - это система отношений в обществе, имеющая максимальную устойчивость к внешним неблагоприятным условиям и характеризующаяся:
- общей собственностью всех членов на все имущество общества,
- отсутствием семьи,
- единой верой, ...
Установление демократии
Двумя основными процессами установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы и институционализация демократических механизмов государственной власти.
Формирование конкурентной партийной системы начинается в про ...