Заключение
Проведенное автором исследование позволяет более критично подойти к оценке общественно-политической жизни советского общества в 50-60-е годы и сделать следующие выводы:
1. В официальной позиции по «культу личности» просматриваются две стержневые линии:
Первая - разоблачение Сталинских преступлений без прямых обвинений самого Сталина. Критика сосредотачивалась исключительно на политических противниках Хрущева – Берии, Маленкове, Молотове, Кагановиче. Вторая – это публичное разоблачение «культа личности» Сталина.
2. Решимости пойти на реальное осуждение проявления Сталинщины проявлено не было. Значительно сдерживающим фактором общественно – политической жизни являлась невозможность для политического руководства отказаться от прежних убеждений, взглядов, от теоретико-практической деятельности. Это послужило основой последующего теоретически и практически неверного вывода о создании в стране условий для развернутого строительства коммунизма и быстрого перехода к коммунизму.
Кроме того, члены президиума ЦК КПСС и Совмина СССР были непосредственно виновны в репрессиях совершенных при Сталине. В силу этого они не могли не сдерживать оценки политических преступлений режима.
3. Вопрос о культе личности Сталина расколол советское общество на сторонников и противников вождя и его наследия. Действия Хрущева имели негативные последствия для власти. Сторонники Сталина и либеральные слои не разделяли непоследовательности и нерешительности разоблачения сталинского культа, требовали его продолжения. Значительная часть советского общества потеряла полное доверие к власти и ее лидерам.
4. 1953-57 годы характеризуются эволюцией системы власти в СССР это связано с возрастанием роли КПСС во властной конструкции советского общества. Свержение Берии отбросило силовую модель общественного устройства, очистив ее от сталинского культа. Это не устраивало и потому сплотило всех членов президиума ЦК. Победа была за Хрущевым.
5. В первой половине 60-х годов Хрущевым предпринимались попытки поднять роль и значение системы Советов в общей структуре власти (регламентация деятельности сессий, исполкомов, постоянных комиссий). Они были наделены реальными полномочиями для влияния на хозяйственную и культурную жизнь.
6. Стратегической задачей становится привлечение широких масс трудящихся к управлению, внедрением в жизнь модели «общенародного государства», которое в последствии привела к усилению идеологического диктата властей во всех сферах жизни. В этом заключалось своеобразие хрущевской эпохи. С одной стороны, наблюдалось раскрепощение духовной жизни, призывы к демократизации, требование привлечь трудящихся в управление государством, с другой – эти инициативы были вмонтированы в жесткие рамки системы, скованной идеологией коммунизма, навязанного КПСС.
7. Анализ политических преобразований 60-х годов показывает, что власть полностью игнорировала необходимость коренных изменений самой общественной системы, корректировки приоритетов экономического развития; в проведении курса КПСС не было должной последовательности и определенности, а наоборот период можно охарактеризовать неустойчивостью развития, резкими поворотами развития общества и государства. Компартия в рассматриваемый период не смогла выполнить в теории и реализовать модернистическую тенденцию. Партия и возглавляемые ею общественные науки не дали объективную оценку состояния социалистического общества.
Исследование автора показывает что общество, политическая система после смерти Сталина не освободились от насилия и репрессии. Они лишь модернизировались в другие формы, но их насильственная сущность не изменилась, поскольку партия брала на себя инициативу и ответственность за попрание прав человека.
Главный вывод из исследования – не одно цивилизованное общество не может сохраняться, развиваться без модернизации своей общественно-политической системы.
Другие публикации:
Р
Равенство
(сходство, подобие) - понятие, означающее одинаковое положение людей в обществе, имеющее, однако, различное содержание в разные исторические эпохи.
Р. социального положения общественных групп означает, что общество считает рав ...
Социально-экономические причины
История показала, что слаборазвитая экономика и соответствующая ей социальная структура с неизбежностью рождают тоталитаризм.
Аграрное общество основано на необходимости коллективного труда. Соответственно этому и образ жизни индивида, е ...
Национальное самоопределение как ресурс
модернизации
Общество не может устойчиво существовать и развиваться без того, чтобы его граждане ощущали свою принадлежность к определенной культуре, к нации в ее современном понимании, к родине. Ощущение причастности только к определенному этносу или ...