«Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа.

Политические публикации » Политические преобразования в СССР (50-60–е годы) » «Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа.

Десятилетие пребывания Н.С.Хрущева у власти постоянно находится в поле зрения исследователей истории советского общества. Ведь существование системы, где главной скрепляющей силой, являлся сам Сталин, не могло оставаться неизменным без него. Поэтому тема культа личности возникла сразу же после смерти вождя.

Впервые проблема культа личности и ее параметры были обозначены на июльском пленуме ЦК КПСС. Вся ее критическая направленность концентрировалась на фигуре Берии, это можно объяснить его негативными качествами, властным характером, органической неспособностью, делить власть с кем либо.

Уже после 20 съезда КПСС тема культа личности выступает в качестве своеобразного орудия, которое использовалось в главных внутрипартийных битвах. Это орудие оказалось в руках первого секретаря ЦК. Фигура Сталина как главного ответственного за беззаконие вовлекалась в политический оборот. Противоречивость, отличающая постановку вопроса о культе личности на 20 съезде, не оставлена автором без внимания. Исследователь указывает на не случайность разоблачения на съезде Берии, оценивает это как крупную победу партии. Причиной побудившей Хрущева сделать такой шаг, становятся понятными если учесть конкретную политическую обстановку того периода (претворение в жизнь целого комплекса идей от мирного сосуществования различных общественных систем до реорганизации МТС и передачи техники колхозам, которые не вписывались в сталинские теоретические каноны.) Учитывая данные обстоятельства, Хрущев и уделял критике Сталинского теоретического наследия большое влияние.

Одновременно с этим стала заметна тенденция на высвечивание и усиление положительных моментов деятельности Сталина. Здесь автор отмечает события, произошедшие в Грузии 1956 году имевшие большой общественный резонанс.

Отсутствие открытых дискуссий по «культу личности» в руководстве страны в полной мере компенсировалось обществом. Многие люди после очернения курса Сталина относились к новому с недоверием, озлобленностью, непониманием, и непринятием такого политического поворота. Закрытость заседаний и решение не публиковать доклад Хрущева, воспринимались, как нежелание партии говорить правду собственному народу, т.е. недоверие к нему. Ситуация была усугублена тем, что за рубежом доклад был известен и активно обсуждался.

Большой акцент автор делает на причины возникновения культа, выделяя как наиболее реальную – партийный и государственный аппарат, работники, которых создавали авторитет и приписывали великие заслуги руководителю страны, за что и были жалованы множеством привилегий. Исследователь пишет, что аналогичную структуру страна приобрела и во времена Хрущева.

Развенчание культа личности продолжалось и широко развернулось в различных слоях советского общества, коснулось осмысления многих сущностных проблем социализма и дальнейшего развития страны, что во многом, по мнению автора, определяется недостаточным научным осмыслением культа личности.

Первые шаги, направленные на углубление содержания, приближение научных задач к требованиям жизни делала экономическая отрасль обществознания (создание учебника политической экономии, статистические материалы в ежегодных отраслевых сборниках). Происходит высвобождение исторической науки из тисков застоя и догматизма.

Постепенно преодолевался взгляд на человека как на одушевленное орудие производства.

Однако авторский анализ, характера и степени перемен в обществознании показывает, что они не были ни глубокими, ни сколько-нибудь устойчивыми. Существенной демократизации исследовательских процессов в различных областях исторического, философского, экономического знания не происходило поскольку для них не было основы в самой действительности – торжества подлинной демократии. Ограниченность возможностей, противоречивость и иллюзорность идейно-теоретических исканий, тормозили творческое начало в обществоведении.


Другие публикации:

Типология политической культуры
Политическая культура под влиянием общественных условий, а также новых норм и образцов поведения граждан вырабатывает и совершенствует свои внутренние черты и свойства, имеющие как всеобщее, так и типично групповое значение для отдельных ...

Стиль управления
Стиль работы Ю. Лужкова всегда нацелен на создание крепкого коллектива, команды, которой по плечу решать важные экономические и социальные задачи. Ю. Лужков всегда старается собирать команду единомышленников. Конечно, это разные люди, но ...

Значение и место конфликта в политической жизни. Взаимосвязь различных типов конфликтов
Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе ...