Эволюция формы правления в Японии.
Конституционный строй в период правления династии
Тэнно (конец 19 в.). Конституция 1889г.Страница 1
В период Сегуната Токугавы Япония была разделена приблизительно на 200 княжеств, а правительство страны находилось в ее центре, в Эдо. В середине 19 в., когда феодальная власть начала утрачивать устойчивость, богатые юго-западные княжества (Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн) стали сопротивляться правительству в Эдо под лозунгом, что японцам нужно уважать династию тэнно, а не Токугавы. Тэнно был использован этими княжествами для борьбы за власть, но сам лозунг оказался очень эффективным. И в 1868 г. После сложной политической и вооруженной борьбы коалиционные юго-западные силы во главе с Тэнно победили правительство Токугавы.
Помимо построения новой государственной системы (упразднение княжеств и введение губерний, например) новой власти необходимо было скорректировать неравноправные договоры с европейскими державами и США (в этих договорах статус Японии фактически приравнивался к статусу полуколониального Китая). Для решения этой задачи в 1871 г. Новое правительство отправляет делегацию во главе с одним из влиятельнейших японских политиков Томоми Ивакурой в Америку и Европу. Сколько-нибудь значительных дипломатических успехов делегация не добилась, но почти за 2 года, изучив государственное устройство 12 европейских стран, по сути сформировала предпосылки к установлению в стране Конституционной монархии. В 1871 же году один из лидеров нового режиме Х. Ито был специально послан в Германию и Австрию, чтобы изучать Конституцию этих стран. В итоге за образец будущей конституции "Великой японской империи", разрабатывавшейся в атмосфере строжайшей секретности, была принята Прусская конституция 1850 г. По возвращении Ито началась работа по составлению японской конституции. Конституция 1889 г. Является октроированной, т.е. первоначально существовало соответствующее право монарха, и Конституция устанавливалась этим правом.
Конституция 1889 г. была октроирована Императором, и в следующем году она вступила в действие. Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Министру-президенту как представителю японского народа, Император провозгласил целый ряд других важных государственных решений. Помимо торжественного объявления японской Конституции, одновременно были обнародованы: Закон об Императорской фамилии, Закон о Парламенте, Закон о Палате пэров, Закон о выборах в Палату депутатов (в 1900 г. был заменен новым), Закон о финансах. Они вступили в силу 1 апреля 1890 г.
Японская Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объединенных в 7 глав: Об Императоре, О правах и обязанностях подданных, Об Имперском парламенте, О государственных министрах и Тайном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные постановления.
Конституция торжественно провозглашала, что "Японская империя на вечные времена непрерывно управляется Императором". В соответствии с Законом об Императорской фамилии, к которому делала прямую отсылку ст.2 Конституции, тотчас после смерти Императора наследник престола вступает в управление и в качестве внешних знаков своего достоинства берет императорские регалии: зеркало, меч и драгоценный камень яшму*. Торжества коронования происходили в Киото, бывшем до 1867 г. главным городом страны.
Как правило, монархи в качестве символов власти наследуют меч, скипетр и державу. Столь необычные регалии, о которых говорила Конституция 1889 г., легенда связывает с тем, что первому японскому Императору Великое сияющее божество неба (главное божество синтоистского пантеона) вручило бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: "Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не послушен тебе, потрясая этим божественным мечом".
Другие публикации:
Государственные статусы России. Навязываемый статус «региональной
державы»
В настоящее время, после распада СССР, Запад стремится навязать России другую геополитическую функцию, превратить Россию в такую политическую структуру, которая была бы неспособна напрямую участвовать в мировой политике и иметь широкую ци ...
Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения
Светская политическая доктрина эпохи Возрождения отражена в теории идеолога ранней итальянской буржуазия Никколо Макиавелли (1469-1527). В Италии того времени господствовала феодальная децентрализация. Между многочисленными княжествами, г ...
Мотивы террористов
С. А. Эфиров называет следующие мотивы терроризма:
– самоутверждение,
– самоидентификация,
– молодежная романтика и героизм, придание своей деятельности особой значимости,
– преодоление отчуждения, конформизма (приспособленчество, без ...