Вооруженные конфликты в Югославии и Ираке, их некоторые последствия
Страница 1

Политические публикации » Вооруженные конфликты в Югославии и Ираке, их некоторые последствия

Современные международные отношения характеризуются тем, что решение политических и экономических вопросов происходит путем ведения локальных войн, инициаторами которых чаще всего выступают Соединенные Штаты Америки и их союзники по блоку НАТО. При этом в качестве объектов нападения выбираются государства, в которых политика руководства не устраивает США и наиболее ярко выражены внутриполитические противостояния. Таковыми объектами выступают также страны, имеющие большие запасы стратегически важных ресурсов и относительно слабые вооруженные силы.

Актуальность рассматриваемой темы достаточно велика вследствие того, что последствия применения военной силы НАТО в целях урегулирования югославского и иракского кризисов не исключают дальнейшее развитие событий уже за пределами территорий, на которых проводились боевые действия. Интерес представляет тот факт, что военно-политические предпосылки конфликтов в Югославии (1999 г.) и Ираке (2003 г.) носят схожий характер. Более того, протекание рассматриваемых конфликтов имеют прикладной характер для политического руководства любого государства.

Возникновение и развитие конфликта в Югославии является производной от этноисторических, политических и экономических составляющих, которые в основном и определили особенности его протекания.

Так, из-за неспособности политических властей многонационального федеративного государства СФРЮ обеспечить фактическое национальное равноправие и снизить возникшие на этой почве противоречия привели к тому, что представители разных этнических и религиозных групп не смогли сосуществовать мирно. В результате в начале 90-х годов союзная Югославия распалась на отдельные государства. Сегодня две трети населения современной Югославии (бывшей Сербии и Черногории) состоит из сербов и черногорцев. Исключение представляет провинция Косово, расположенная на границе с Албанией. Ее населяют в основном люди албанского происхождения.

Прошедший несколько стадий развития межнациональный конфликт в югославской провинции Косово достиг апогея к концу 90-х годов. Неоднократные попытки мирного урегулирования сложившейся критической ситуации со стороны мирового сообщества не решили назревшую национальную проблему. Целый ряд стратегических военно-политических замыслов США побудили военный блок НАТО к силовому вмешательству в разрешение югославского кризиса.

Анализ фактического материала позволяет обобщить основные политические цели командования НАТО, развернувшего боевые действия в ходе реализации операции «Союзническая сила»:

· продемонстрировать всему миру решимость НАТО любой ценой добиться решения югославской проблемы на своих условиях;

· вынудить С.Милошевича прекратить якобы имеющее место физическое уничтожение албанского мирного населения в Косово;

· существенно подорвать военно-экономический потенциал СРЮ;

· полная утрата сербами Косово;

· неизбежное падение режима С.Милошевича с дестабилизацией общего положения в СРЮ и последующим установлением проамериканского порядка;

· создание в Юго-Восточной Европе зоны полного натовского контроля, т.е. сформировать на новой территории очередной плацдарм своего военного присутствия в Европе.

Необходимо отметить, что на протяжении всей операции также ставились цели по отработке ведения полномасштабных информационных войн нового уровня с гарантированным захватом информационного превосходства над противником. В результате на территории побежденной страны установлен проамериканский политический режим, отработана технология развязывания военных конфликтов с последующим их урегулированием путем проведения локальных войн нового поколения.

Опыт ведения локальных войн, приобретённый США и странами НАТО в Югославии в 1999 году, был в полной мере реализован и в иракской кампании 2003 года. Следует отметить, что к 2003 году США стали обладать достаточным военно-политическим и экономическим потенциалами для осуществления своих «глобальных инициатив» в области внешней политики без согласования с ООН.

Очевидна и цель выбора Ирака как объекта для нападения ― это стремление США получить контроль над одним из крупнейших в мире нефтеносных районов, где добывается 10 % и содержится до 60 % разведанных мировых запасов нефти. Определив иракский вектор своей внешней политики основным на ближайшую перспективу, Вашингтон предусматривал решить ряд политических задач:

· свергнуть режим С. Хусейна и привести к власти в Ираке лояльные по отношению к США и их союзникам политические силы, превратить Ирак в свой форпост на Ближнем Востоке;

· разрушить военно-экономический и военно-технический потенциал Ирака, разгромить его вооруженные силы и тем самым не допустить превращения его в сильного регионального лидера арабского мира, способного создать собственное оружие массового поражения;

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Социальная основа российского Интернета
За десять лет своего существования российский Интернет в той или иной степени охватил почти всю страну. На середину 2001 г. вся аудитория российского Интернета составила по максимальным оценкам 12,8 млн. человек [Monitoring.ru, 2001], или ...

Классификация политической рекламы:
Существуют различные классификации политической рекламы на разных основаниях. К примеру, по каналу восприятия её адресатом, рекламу подразделяют на визуальную (имеет не ограниченную эффективность и выполняет роль скорее «мобилизационную д ...

Градовский Александр Дмитриевич (1841 - 1889)
Выдающийся юрист-государствовед. Образование получил в харьковской второй гимназии и в Харьковском университете. Был редактором «Харьковских Губернских Ведомостей», потом чиновником особых поручений при воронежском губернаторе. В 1866 год ...