Неолиберализм как философия

Неолиберализм » Неолиберализм как философия

Неолиберализм это не просто экономическая структура, это философия. Это наиболее заметно в его отношении к обществу, человеку и вопросам занятости. Неолибералы рассматривают мир как метафору рынка. Рассматривать нации как некие компании является типичным для неолиберализма. В таком случае ООО «Германия» будет конкурировать с ЗАО «Великобритания», а «Нидерланды Ltd» – с «США Inc». В этом неолиберализм пересекается с до-либеральной экономической теорией, меркантилизмом, который, оказывается, приемлем для неолибералов.

С другой стороны, конкуренция за внутренние инвестиции была совершенно неизвестна до конца 19-го века. Эта конкуренция часто рассматривается как ключевая доктрина неолиберализма, поскольку нео-меркантилистская политика насколько ясна, настолько и непопулярна: урезание зарплат, сокращение социальных расходов, снижение налогов на богатых. Другими словами, нео-меркантилистские нации ведут себя как некие карикатурные, подлые и мерзкие капиталисты.

Рыночная метафора применима не только для наций, но и для городов и регионов. В неолиберальной региональной политике города продают себя на национальном и глобальном рынке городов. Они рассматриваются как некий товар или подразделения «национальных фирм». Разумеется, города не могут быть товаром, как не могут быть и фирмами, в этом неолиберализм проявляет себя как философия, а не как экономическая реальность. И эта философия уж повлияла на европейскую политику – страх перед неолиберализмом привел к отказу французов поддержать Конституцию ЕС. Неолиберальное лобби в ЕС представленное Лиссабонским советом, несомненно, существует, хотя оно рассматривает мир как конкурирующие торговые блоки, а не соперничающие города и регионы.

Как и любая законченная философская система, неолиберализм дает ответы на типичные философские вопросы типа «почему мы здесь?» и «что мне делать?» Мы здесь находимся для рынка, и мы должны конкурировать. Касаясь этики, общее неолиберальное видение состоит в том, что каждый человек является продавцом и управляющим своей собственной жизни. Те, кто выбирает друзей, увлечения, партнеров для того, чтобы понравиться будущему работодателю, этически являются неолибералами. Подобные настроения – не столь уж редкие среди амбициозных студентов, неизвестны ни моральной философии, ни раннему либерализму. Подобные социальные действия не обязательно монетаризированы, но они демонстрируют вторжение рыночных принципов в неэкономическую сферу жизни – что очень типично для неолиберализма.


Другие публикации:

Динамика развития общественного мнения в условиях различных политических режимов
Словосочетание "политический режим", в отличие от вида и форм государственного устройства, означает конкретный порядок ведения дел в государстве. Это характеристика, выражающая степень политической свободы, правовое положение ли ...

БСДГ-БСДП (НГ)
Особенность партий социал-демократического направления в Беларуси состояла в том, что процесс их создания проходил вне рамок КПБ—КПСС. Это давало основание официальной партийной пропаганде причислять их к партиям правого фланга политическ ...

Общая характеристика ведущих политических партий Беларуси
В бывшем Советском Союзе единственной конституционной партией была КПСС, в рамках которой не существовало никаких фракций и организационно закрепленного разномыслия. Первым шагом на пути к многопартийности стали решения XIX партконференци ...