О
Страница 2

Общественное самоуправление -

в политической сфере это сознательная, целенаправленная самореализация сущностных сил субъектов общественно-политических отношений, осуще­ствляемая в интересах народа. Является максимально демо­кратическим способом регулирования политических отноше­ний средствами информации, морального стимулирования, неформального авторитета. Реализуется через коллективное управление как участие всех членов организации, населения в работе соответствующего органа управления. Развитие, самоуправления предполагает усиление прямой непосредст­венной демократии, расширение гласности, понижение дейст­венности общественного мнения и т. д.

Общественное сознание -

целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включаю­щей различные уровни (теоретический - идеология и обыден­ный - общественная психология) и формы сознания (полити­ческое, экономическое, правовое, нравственное, религиозное, атеистическое, философское, эстетическое, научное, экологиче­ское и др.), реализующее себя в различных носителях (инди­вид, коллектив, социальная группа, класс, нация, общество). О. с. является отражением общественного бытия (материаль­ной жизни общества), определяется им и воздействует на него. Оно обладает относительной самостоятельностью, зако­номерностями функционирования и развития и активно влияет на все подсистемы общества, играет большую роль в социаль­ной жизни. О. с. - историческое образование, изменяющееся в зависимости от развития человеческой цивилизации. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в О. с. реальных закономерностей и потребностей обществен­ного развития, от связи сознания, с практической деятель­ностью, от конкретных условий и объективных возможностей: изменения всех сфер жизни общества.

Общественные организации -добровольные объединения граждан, направленные на развитие политической активности, и самодеятельности, удовлетворение их многообразных инте­ресов, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. О. о. характеризуют способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. Они охватывают все уровни и сферы взаимоотношений между людьми, выполняют интегративную функцию и обеспечивают управление действиями индивидов со стороны социальной системы.

Общественные отношения -

взаимозависимость между людьми, социальными группами и общностями, устанавливающаяся в процессе их совместной деятельности как определен­ной системы. О. о. имеют многообразный, диалектически взаимосвязанный характер. Они могут подразделяться по различным основаниям: по сферам деятельности, ее видам и др. Усложнение и дифференциация общественной жизни обуслов­ливают появление О. о., связанных с различными, более спе­цифичными видами деятельности людей.

Историческое развитие О. о. определяет степень их анта­гонистичности, т. е. являются ли они отношениями между со­циальными группами с противоположными интересами или имеющими общие коренные цели и интересы. Процесс демократизации общества способствует устранению антагонисти­ческих общественных отношений.

Общество -

в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой истори­чески развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле - этап человеческой истории (феодальное, бур­жуазное общества) или определенное объединение людей в регионе, странах (французское, российское общества). Поня­тие О. в широком смысле позволяет рассматривать созданную человеком реальность в качестве особой формы движения материи. В О. действуют люди, наделенные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их. Наряду с все­общими в О. действуют специфические законы. О. представ­ляет собой сложную, исторически развивающуюся целостную систему. Его становление - длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся относительно не­давно - несколько десятков тысяч лет назад. О. - это не просто совокупность людей, в одно целое их объединяет, чело­веческая деятельность и, прежде всего, материально-производ­ственная. На этой основе возникают общественные отношения, и, прежде всего, производственные, служащие формой осуще­ствления этой деятельности и закрепляемые в различных со­циальных институтах. В западной социологии и политологии разрабатывались разнообразные концепции О., либо стирав­шие грань между ним и природой (натурализм), либо ее абсолютизировавшие, исходившие в трактовке общества из индивида или, напротив, из О. как некой целостности. Большое влияние на западных ученых оказали взгляды И. Канта, считавшего О. функциональной системой, структуру которой составляют семья, классы и государство и которая покоится на разделении труда и солидарности. По М. Веберу, О. - взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий. Из идеи «социальных действий» исходил и Т. Парсонс, считавший О. системой, связующим началом которой являются нормы, цен­ности и т. п.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Мор Т. Организация жизни и быта утопийцев. Понятие, виды преступлений
Томас Мор (1478-1535гг.) писатель социалистического направления, автор по-своему эпохального произведения «Утопия» (1516). Сочинения подобного профиля обычно начинаются с резкой критики социальных и государственно-правовых порядков соврем ...

Концепция Карла Хаусхофера
Наиболее полного развития немецкая традиция геополитического знания нашла в лице Карла Хаусхофера. Выходец из аристократической баварской семьи, сын профессора политической экономии, профессиональный военный, дослужившийся до чина генера ...

Выводы
Изучив достаточно большое количество материалов по данной теме, начиная от энциклопедичных очерков вплоть до газетных статей посвященных проблемам, после распада СССР, я пришла к выводу, что существование СССР, как и в последствии, его ра ...