ОСтраница 2
Общественное самоуправление -
в политической сфере это сознательная, целенаправленная самореализация сущностных сил субъектов общественно-политических отношений, осуществляемая в интересах народа. Является максимально демократическим способом регулирования политических отношений средствами информации, морального стимулирования, неформального авторитета. Реализуется через коллективное управление как участие всех членов организации, населения в работе соответствующего органа управления. Развитие, самоуправления предполагает усиление прямой непосредственной демократии, расширение гласности, понижение действенности общественного мнения и т. д.
Общественное сознание -
целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический - идеология и обыденный - общественная психология) и формы сознания (политическое, экономическое, правовое, нравственное, религиозное, атеистическое, философское, эстетическое, научное, экологическое и др.), реализующее себя в различных носителях (индивид, коллектив, социальная группа, класс, нация, общество). О. с. является отражением общественного бытия (материальной жизни общества), определяется им и воздействует на него. Оно обладает относительной самостоятельностью, закономерностями функционирования и развития и активно влияет на все подсистемы общества, играет большую роль в социальной жизни. О. с. - историческое образование, изменяющееся в зависимости от развития человеческой цивилизации. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в О. с. реальных закономерностей и потребностей общественного развития, от связи сознания, с практической деятельностью, от конкретных условий и объективных возможностей: изменения всех сфер жизни общества.
Общественные организации -добровольные объединения граждан, направленные на развитие политической активности, и самодеятельности, удовлетворение их многообразных интересов, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. О. о. характеризуют способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. Они охватывают все уровни и сферы взаимоотношений между людьми, выполняют интегративную функцию и обеспечивают управление действиями индивидов со стороны социальной системы.
Общественные отношения -
взаимозависимость между людьми, социальными группами и общностями, устанавливающаяся в процессе их совместной деятельности как определенной системы. О. о. имеют многообразный, диалектически взаимосвязанный характер. Они могут подразделяться по различным основаниям: по сферам деятельности, ее видам и др. Усложнение и дифференциация общественной жизни обусловливают появление О. о., связанных с различными, более специфичными видами деятельности людей.
Историческое развитие О. о. определяет степень их антагонистичности, т. е. являются ли они отношениями между социальными группами с противоположными интересами или имеющими общие коренные цели и интересы. Процесс демократизации общества способствует устранению антагонистических общественных отношений.
Общество -
в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле - этап человеческой истории (феодальное, буржуазное общества) или определенное объединение людей в регионе, странах (французское, российское общества). Понятие О. в широком смысле позволяет рассматривать созданную человеком реальность в качестве особой формы движения материи. В О. действуют люди, наделенные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их. Наряду с всеобщими в О. действуют специфические законы. О. представляет собой сложную, исторически развивающуюся целостную систему. Его становление - длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся относительно недавно - несколько десятков тысяч лет назад. О. - это не просто совокупность людей, в одно целое их объединяет, человеческая деятельность и, прежде всего, материально-производственная. На этой основе возникают общественные отношения, и, прежде всего, производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. В западной социологии и политологии разрабатывались разнообразные концепции О., либо стиравшие грань между ним и природой (натурализм), либо ее абсолютизировавшие, исходившие в трактовке общества из индивида или, напротив, из О. как некой целостности. Большое влияние на западных ученых оказали взгляды И. Канта, считавшего О. функциональной системой, структуру которой составляют семья, классы и государство и которая покоится на разделении труда и солидарности. По М. Веберу, О. - взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий. Из идеи «социальных действий» исходил и Т. Парсонс, считавший О. системой, связующим началом которой являются нормы, ценности и т. п.
Другие публикации:
Мор Т. Организация жизни и быта утопийцев. Понятие,
виды преступлений
Томас Мор (1478-1535гг.) писатель социалистического направления, автор по-своему эпохального произведения «Утопия» (1516). Сочинения подобного профиля обычно начинаются с резкой критики социальных и государственно-правовых порядков соврем ...
Концепция Карла Хаусхофера
Наиболее полного развития немецкая традиция геополитического знания нашла в лице Карла Хаусхофера.
Выходец из аристократической баварской семьи, сын профессора политической экономии, профессиональный военный, дослужившийся до чина генера ...
Выводы
Изучив достаточно большое количество материалов по данной теме, начиная от энциклопедичных очерков вплоть до газетных статей посвященных проблемам, после распада СССР, я пришла к выводу, что существование СССР, как и в последствии, его ра ...