Л
Легальность
(от лат. legalis - правовой, юридический) - способ узаконения политического порядка, который основывается на имеющихся юридических документах, а также общепринятых нормах.
Легитимность
(от лат. legitimus - законный, правильный, должный) -термин, относящийся к понятийному полю политического господства и отражающий такое состояние (уровень) социального порядка или политической деятельности, при котором они соответствуют законам страны или представлениям об этих законах (нормах, правилах) населения страны, что в значительной степени определяет фактическое поведение данной общности, их отношение к тем или иным процессам и явлениям политической жизни.
Как термин Л. введена в оборот М. Вебером и позже была исследована и развита в работах Т. Парсонса и Ю. Хабермаса.
Различают два вида Л.: «эмпирическая» (обыденная), связываемая с представлением индивида о правильности или правомерности его поведения и окружающей его действительности и «нормативная» Л., отражающая формальное соответствие социального порядка или политического режима законам страны. Л. отличается от традиций, обычаев, привычки поведения людей главным образом тем, что в ней содержится убежденность индивида в соответствии его поведения нормам, принципам, ценностям или законам всего общества в целом, а не какой-либо его части. Кроме того, Л. всегда подкрепляется наличием специального государственного аппарата, исполняющего функции охраны данного порядка вещей посредством применения силы.
Достижение Л. социально-политического порядка, как правило, всегда обеспечивает ему стабильность, устойчивость, делает реальным единство и целостность общества, поддержку со стороны широких масс существующих властных отношений; и порядка реализации политического господства.
Либерализм
(от лат. liberalis - свободный) - образ мышления, установка индивида, а также деятельность различных социально-политических движений, направленная на максимальное освобождение личности от принуждения и насилия во всех его формах. Как понятие возник в начале XIX в. Основные идеи разработаны А. Смитом, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером, позже Р. Далем, Г. Моргентау, Ф. Хайеком и др.
Философской основой Л. является идея полной свободы личности. В экономической сфере Л. исходит из принципа невмешательства в деятельность индивидов и основывается на понятиях частного предпринимательства, свободной инициативы и конкуренции, рынка, разделения труда, невозможности централизованного управления экономикой. В мировоззренческом плане Л. основан на индивидуализме, толерантности, гуманизме, космополитизме, непреходящей ценности личности, свободы от предрассудков. В политической области - на признании прав человека, идеях правового государства, парламентаризма, реформизма, «гражданского мира».
Развитие Л. в настоящее время привело к появлению неолиберализма как доктрины, сохраняющей все прежние постулаты, но пересматривающей роль государства как силы независимой от индивида и от общества и поэтому способной их защитить друг от друга, что создаст благоприятные условия для реализации идей Л. В пользу разумного эгалитаризма пересматривается также и соотношение идей равенства и свободы.
Сегодня наблюдается некоторый спад интереса к проблемам Л. Это вызвано, с одной стороны, тем, что на политическом уровне его цели во многих странах Запада уже реализованы, и он исчезает как организованная политическая сила, хотя и продолжает существовать на уровне мировоззренческой установки, с другой - его чрезмерно индивидуалистическим характером.
Лидерство
(от англ. lеаder - ведущий, руководитель) - способность той или иной личности дать наиболее полное и точное определение политической ситуации с точки зрения своей позиции или своего предполагаемого действия как ведущего. Потребность в лидерстве возникает в тех случаях, когда обстоятельства приобретают значимость для групп людей. В малых группах лидерство, как правило, неформальное, поникающее на основе личных взаимоотношений. В больших и организованных группах обычно присутствуют формальные структуры лидерства, связанные с установленными правилами назначения руководителя и функциональными отношениями. По стилю различают авторитарное Л., предполагающее единоличное направляющее воздействие, и демократическое Л., облекающее членов группы в управление ее деятельностью.
Другие публикации:
Статус энергетической сверхдержавы
Среди понятий, которыми принято характеризовать правление Владимира Путина, – «энергетическая сверхдержава» занимает особое место. Сам глава государства, правда, дистанцировался от такого определения руководимой им страны. «Я, если вы обр ...
Европейская дилемма
Продолжая наш анализ, сосредоточим внимание на так называемой «европейской дилемме»: действительно ли Европа находится под прямым влиянием США? Безусловно, ни с одним другим государством в мире Европа и в особенности Германия не поддержив ...
"Ассиметричная система": особенности формирования в 19 - первой
половине 20 века
- Периферийное положение региона и необходимость догонять вынуждала привлекать из-за рубежа не только инвестиции, но и займы. Так возникла и финансовая зависимость от иностранных кредиторов.
- Хотя в мировое хозяйство страны Латинской Ам ...