Л

Легальность

(от лат. legalis - правовой, юридический) - способ узаконения политического порядка, который основывается на имеющихся юридических документах, а также обще­принятых нормах.

Легитимность

(от лат. legitimus - законный, правильный, должный) -термин, относящийся к понятийному полю политического господства и отражающий такое состояние (уровень) социального порядка или политической деятельности, при котором они соответствуют законам страны или представ­лениям об этих законах (нормах, правилах) населения страны, что в значительной степени определяет фактическое поведение данной общности, их отношение к тем или иным процессам и явлениям политической жизни.

Как термин Л. введена в оборот М. Вебером и позже была исследована и развита в работах Т. Парсонса и Ю. Хабермаса.

Различают два вида Л.: «эмпирическая» (обыденная), связываемая с представлением индивида о правильности или правомерности его поведения и окружающей его действитель­ности и «нормативная» Л., отражающая формальное соответ­ствие социального порядка или политического режима законам страны. Л. отличается от традиций, обычаев, привычки пове­дения людей главным образом тем, что в ней содержится убежденность индивида в соответствии его поведения нормам, принципам, ценностям или законам всего общества в целом, а не какой-либо его части. Кроме того, Л. всегда подкрепляет­ся наличием специального государственного аппарата, испол­няющего функции охраны данного порядка вещей посредством применения силы.

Достижение Л. социально-политического порядка, как пра­вило, всегда обеспечивает ему стабильность, устойчивость, делает реальным единство и целостность общества, поддержку со стороны широких масс существующих властных отношений; и порядка реализации политического господства.

Либерализм

(от лат. liberalis - свободный) - образ мыш­ления, установка индивида, а также деятельность различных социально-политических движений, направленная на макси­мальное освобождение личности от принуждения и насилия во всех его формах. Как понятие возник в начале XIX в. Ос­новные идеи разработаны А. Смитом, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером, позже Р. Далем, Г. Моргентау, Ф. Хайеком и др.

Философской основой Л. является идея полной свободы личности. В экономической сфере Л. исходит из принципа невмешательства в деятельность индивидов и основывается на понятиях частного предпринимательства, свободной инициативы и конкуренции, рынка, разделения труда, невозмож­ности централизованного управления экономикой. В мировоз­зренческом плане Л. основан на индивидуализме, толерантности, гуманизме, космополитизме, непреходящей ценности личности, свободы от предрассудков. В политической области - на при­знании прав человека, идеях правового государства, парла­ментаризма, реформизма, «гражданского мира».

Развитие Л. в настоящее время привело к появлению неолиберализма как доктрины, сохраняющей все прежние постулаты, но пересматривающей роль государства как силы независимой от индивида и от общества и поэтому способной их защитить друг от друга, что создаст благоприятные усло­вия для реализации идей Л. В пользу разумного эгалитаризма пересматривается также и соотношение идей равенства и свободы.

Сегодня наблюдается некоторый спад интереса к пробле­мам Л. Это вызвано, с одной стороны, тем, что на политиче­ском уровне его цели во многих странах Запада уже реализо­ваны, и он исчезает как организованная политическая сила, хотя и продолжает существовать на уровне мировоззренческой установки, с другой - его чрезмерно индивидуалистическим характером.

Лидерство

(от англ. lеаder - ведущий, руководитель) - способность той или иной личности дать наиболее полное и точное определение политической ситуации с точки зрения своей позиции или своего предполагаемого действия как ведущего. Потребность в лидерстве возникает в тех случаях, когда обстоятельства приобретают значимость для групп людей. В малых группах лидерство, как правило, неформальное, поникающее на основе личных взаимоотношений. В больших и организованных группах обычно присутствуют формальные структуры лидерства, связанные с установленными правилами назначения руководителя и функциональными отношениями. По стилю различают авторитарное Л., предполагающее еди­ноличное направляющее воздействие, и демократическое Л., облекающее членов группы в управление ее деятельностью.


Другие публикации:

Украина
В состав Украины входят: Ворошиловоградская, Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Харьковская, Винницкая, Волынская, Житомирская, Закарпатская, Иваново-франковская, Киевская, Львовская, Ровенская, ...

Методы политической рекламы
Методы рекламной деятельности относятся к числу коммуникативных методов, ориентированных на управление массовым поведением посредством воздействия на сознание людей. Реклама, в том числе политическая пользуется как рациональными, так и эм ...

Понятие о рекламе
Принято считать, что реклама — это, прежде всего, набор слов и графических образов, с помощью которых рекламист имеет целью воздействовать на потребителя. Однако из опыта хорошо известно, что адресованные человеку слова и образы автоматич ...