ГеополитикаСтраница 4
Параллельно разрушение биполярной системы и присущей ей стабильности в развитии международных отношений привело и к своеобразному ренессансу классических геополитических идей. Далекий от оптимистического настрой большинства авторов этой группы нашел свое крайнее выражение в разнообразных теориях «круговорота насилия» (З.Бжезинский), «всеобщей анархии» и «глобального хаоса» (Р. Каплан) и т.п. Основой этих концепций стала оценка постбиполярной эпохи как хронически нестабильного мира, главными характеристиками которого являются политическая напряженность, национализм и распространение современных видов вооружения. Отметим, что всех указанных авторов объединяет то, что они оставляют США роль лидирующей глобальной силы, управляющей региональными военно-политическими процессами и конфликтными ситуациями и уделяющей особо пристальное внимание периферийным зонам Евразийского континента. Ряд авторов настойчиво утверждают, что будущее развитие в современном мире связано с миссией США, что мир нуждается в просвещенном руководстве, прежде всего нравственном и Америке предстоит выполнить эту миссию.
Так же в центре современных геополитических концепций оказывается стремительно модернизирующийся Китай. Модернизируется не только экономика Китая, но и его политическая система, его идеология.
В прогнозах глобального развития человечества и геополитических интересов многих государств Китай может стать первостепенной величиной. Это касается не только КНР как государства, которое уже сегодня по многим параметрам сопоставимо с США, бесспорным лидером конца ХХ века. Это касается всего «Китайского мира», включающего в себя и Тайвань, и Сингапур, и китайские общины по всей планете. «Китайский мир» уже в ближайшей перспективе претендует не просто на то, чтобы стать «второй сверхдержавой мира», он утверждает свою модель развития человечества «китайского» мироустройства, отличную от западных моделей демократии и привычного нам «европоцентризма». Следует отметить, что китайцы лучше любых народов исполнили один из ветхих библейских заветов, данных Богом после Великого потопа праведнику Ною: плодиться и размножаться, заселять Землю. Китайцы сохранялись и множились, ассимилируя всех, кто входил с ними в контакт. (Современная Индия тоже имеет миллиардное население, но единой цивилизации не образует: 12 религий и 18 основных языков в Индии – это не китайский традиционный культурный и этнический монолит). За прошедшее тысячелетие не изменилось миропонимание и мироустройство принятое в самом Китае, в котором Китай – центр, «срединное государство», весь остальной мира – окраина. Именно так и воспринимают современный мир китайцы: чжун-ван, где чжун – Китай, а ван – все иное, окраины. То есть картина мира по-китайски вообще не предполагает двухполюсного или многополюсного мира, Китай в этой картине – центр, относительно которого должна быть уравновешены все окраины. Глобальный смысл имеет уравновешивание окраин – традиционного миллиардного мусульманского Востока и России, с одной стороны, и «золотого миллиарда» левого либерального Запада, с другой стороны, в центре которого на оси баланса находится Китай. Такое мироустройство соотносится с геополитической картиной мира Китая.
Заслуживают внимания работы профессора Токийского университета А.Танаки – автора весьма оригинальной концепции «комбинированной структуры». Согласно ей, постбиполярный мир представляет собой трехслойную сферу, все три пласта которой взаимопроецируются. Это взаимодействие определяет фактическое положение участников международной системы по отношению друг к другу. Мир, таким образом, одновременно является одно-, трех-, и пятиполярным: однополярным, ибо США обладают абсолютным совокупным превосходством над всеми другими странами; трехполярным – так как в мире существуют три экономических полюса-государства (США, Япония, ФРГ): пятиполярным – в организационно-политическом отношении. Последний тезис является принципиально новым для теории геополитики, так как впервые отчетливо фиксирует картину мира, пять полюсов которого составляют пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, имеющих обширный опыт участия в управлении мировой политикой и обладающих каналами и возможностями для участия в миросистемном регулировании. Вероятно, теория «комбинированной структуры» А.Танаки является своеобразным предощущением комбинированного, усложненного характера будущей миросистемной организации и представляет собой один из вариантов многополярного видения мира, указывающий на переходность нынешнего этапа структурной трансформации международных отношений и геополитической картины мира.
Другие публикации:
Функции общественного мнения
Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, ...
Сущность и
отличительные признаки государства. Различные представления о сущности государства
В современной политологии сущность государства определяется как политическая общность, имеющая определенную структуру политических институтов, определенную форму организации верховной власти на определенной территории и обеспечивающей там ...
Н
Народ -
1) население государства, страны; 2) политический субъект и объект истории, совокупность классов и социальных групп, участвующих в политической жизни. В силу общности деятельности Н. является носителем коллективного политического ...