Теория борьбы с фашизмом
Страница 2

Крах коммунизма сделал из него предмет исторических исследований, вроде вскрытия трупа, как это уже произошло с фашизмом (или нацизмом). Закончилось время взаимных маскарадов, которыми оба монстра пользовались для борьбы друг против друга и надувательства тех, кто при этом присутствовал.

Фукидид сказал, что некоторые люди умудряются вкладывать в слова смысл, противоположный обычному; наше столетие именно тем и занималось, что искажало значение слов, а тем самым – и людей.

Свидетелей не найти — все поголовно были уничтожены. Та же проблема встает и перед японцами: невозможно отыскать доказательства против военных, которые совершали преступления во время последней войны, например, против тех, кто прививал вирусы военнопленным в Маньчжурии.

В коммунистической стране ложь считалась делом государственного веса. Каждый гражданин был обязан верить пропаганде.

Целые пласты действительности оставались, – как в гитлеровской Германии, но в течение значительно более длительного времени, – совсем закрытыми от населения: люди не знали о существовании целых городов или отраслей промышленности, прошлое либо искажалось, либо вообще вычёркивалось из памяти. Большевизм имел маниакальную страсть к поискам крамолы и разоблачения тайных подступов своих врагов; действуя в знаменательном противоречии с основами марксизма, чьим наследником он себя провозглашал, Сталин не прекращал разоблачать притворные заговоры и устраивать ужасающие судебные процессы. Однако страна лжи, была в то же время ещё и огромным бюрократическим механизмом прусского типа (Ленин захватывался прусской организованностью); архивы, которые сохранялись в огромной тайне, пополнялись и росли непрерывно. Архивы коммунистического государства колоссальны.

В каждом экс-коммунистическом заведении, а особенно в тайной полиции, – полки с архивными делами тянутся в даль на много километров. В дополнение романтический флёр, который обвивал коммунистический режим, преумножал количество его поклонников за границей, а вместе с тем – и количество шпионов, которые работали на СССР.

Лица наподобие Треппера вызывали общее восхищение. Судоплатов, который организовывал за границей убийство Троцкого и много других покушений на людей, неугодных коммунистическому режиму, хвастается в мемуарах своими подвигами и, не чувствуя ни малейшего раскаяния, во второй раз зарабатывает на муках собственных жертв. Таковой является жизнь.

Эти споры между кабинетными учеными, которые кое-где обнародовались, лишний раз напоминают нам о сегодняшнем тяжелом положении историков: эпоха манихейства окончилась, последние её представители оставляют наш мир; срок полвека вполне достаточный, чтобы изменить точку зрения. А между тем всё повторяется снова: завтрашние люди эксплуатируют вчерашние битвы. Как прервать молчание или, точнее, как покончить с конформизмом легенды? Что сначала: прощение или справедливость? Эти вещи вообще несовместимы? Как сказать правду о палачах, которые в свою очередь стали жертвами, как это повсеместно происходило в сталинские времена? Как относиться к компромиссам с идеологиями «исторической целесообразности», которые кружили головы интеллектуалам прошлого и которыми мы теперь сыты по горло?

Если в иллюзии имеется прошлое – значит, у неё может появиться и будущее. Человек живет не хлебом единым, она живет ещё и утопией, так что в теперешнем отсутствии утопий нет, возможно, ничего доброго. История – это ещё и боль, и все мы рано или поздно начинаем бояться её[2].

Страницы: 1 2 


Другие публикации:

Тенденции развития российской политической культуры
Развитие рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по ...

Диктатура большинства или главный недостаток демократии голосования.
В сочинении Гераклита (ок. 530—470 до н. э.) "О природе", значительная часть которого, согласно Диогену Лаэрцию, была посвящена анализу политической жизни, мы читаем: "Правильно поступили бы эфесцы, если бы все они, скольк ...

Трансформация политического сознания россиян
По функциональному основанию, т.е. по роли ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы важно видеть различие между преимущественно интегрирующими и преимущественно дифференцирующими ценностями. Но такое различ ...