Формы государств Древнего Востока
Два типа власти в примитивных обществах согласно Юнгу – власть вождя и власть шамана (жреца) - являлись основами двух древних форм государств – империи, как в Древнем Египте, и храмового управления жрецов, как в Шумере.
Император, как вождь, обладал физической силой благодаря своей власти над солдатами. Власть же ясновидящего, которым являлся жрец, основана на признании людьми его магических способностей. Учитывая суеверность и веру в Богов древних народов, можно предположить, что власть жреца, слуги Бога, была более сильной, чем власть императора. Императорская власть не охватывала все население, она была сильна в больших городах и близких к столице землях, но очень слаба в поместьях богатых храмов. Население в речных долинах Египта продолжало жить первобытным образом, содержащим элементы демократического правления – выборы общинных старост в деревнях и самоуправление в деревенских делах. Усиление государства в странах Древнего Востока связывают со строительством оросительных каналов. Государственное владение водными ресурсами и государственное распределение воды стало источником власти. В период длительной засухи, когда государство распределяло продукты питания и воду среди населения, император превозносился, как воплощение щедрости и справедливости. Использование национальных природных ресурсов в качестве источника государственной власти наблюдается и в современных государствах (например, владение природными ресурсами России и передача их в пользование – источник власти современной Российской политической элиты). В качестве политических лидеров древних государств Египта выступали жрец и писец. Появление письменности означало новую эру в развитии властных отношений, права на собственность и власть появились в виде письменных законоуложений – предшественников современной законодательной власти. Страна Шумер существовала приблизительно 3000 лет до н.э. в низовьях реки Ефрат, шумеры (пришельцы из других земель) осушили и научились использовать заболоченные земли в низовьях Ефрата. Центрами управления сельским хозяйством в Шумере стали храмы. В крупных храмовых хозяйствах было много жрецов, которые выполняли хозяйственные функции: измеряли участки, организовывали прокладку каналов, считали собранный урожай. Именно храм управлял жизнью близлежащих деревень, собирал подати, раздавал продукты питания в засушливые годы. Благодаря географическим особенностям освоения земель и строительства городов вокруг храмов, посвященных местным богам, Шумер не был территориально единым государством: области разделялись протоками Ефрата и болотами. Всего таких самостоятельных городов было несколько десятков. Городом управляли жрецы главного городского храма, власть жрецов в Шумере была долгое время намного сильнее власти военных вождей. Она основывалась на тщательно продуманной организации храмового хозяйства. В начале у храмов не было своей земли. Каждая деревня выделяла Богу особый участок поля. Его обрабатывали все крестьяне, а собранный урожай передавался храму. Постепенно храмы забрали эти участки и стали вести на них собственное хозяйство. Появились наемные работники, работающие на храмовых полях за продуктовый паек. Затем в Шумере законом была разрешена купля и продажа земли. Храмы стали скупать земли и сдавать их в аренду. Все больше становилось безземельных крестьян, работающих на храм. Власть в Шумере перешла к военным вождям около 2400 г. до н.э., некоторые из которых были выходцами из семей жрецов. Семьи жрецов разрастались, споры из-за передела земель превращались в междоусобные войны между шумерскими городами, что в конечном итоге привело к завоеванию Шумера аккадцами. Аккадец Саргон провозгласил себя царем Шумера и Аккада и построил новую столицу – город Аккаде. Он контролировал храмовые хозяйства, но взамен храмы получали богатые дары. Саргон создал большое количество чиновничьих должностей и многие из храмовых людей перешли на царскую службу. Сыновья Саргона уничтожили наиболее могущественные роды шумерской знати и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, которое просуществовало около ста лет (2300-2200 г. до н.э.). Внук Саргона попытался обожествить личность царя и править страной без опоры на храмы. Так шумерский народ растворился среди других народов Междуречья.
Другие публикации:
Общие признаки государства
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам ...
Основные характеристики политического процесса. Режимы протекания и
характер политического процесс
Проведенный анализ политического процесса позволяет выделить в его структуре, во-первых, частичные (составные) политические процессы или группы относительно самостоятельных политических действий, образующие в своей совокупности движение п ...
Взгляды консерваторов на принципы государственности
Консерватизм, стремившийся защитить общество от потрясений, связанных с радикальным вариантом модернизационного процесса, возник как ответная реакция на Французскую революцию. Часть европейского общества повернулась от страстного увлечени ...