Понятие и структура политической
системы обществаСтраница 1
Политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже древнегреческий мыслитель Аристотель (382-332 гг. до н. э.) понимал политику как сложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образ правления (власть) и тип правления[1].
Другой философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.
Активное использование термина "политическая система" правления в естественных науках многие исследователи связывают с именем Т. Парсона (1902 - 1979 гг.) В политологию он был введен в 50 - 60-х годах XX столетия. Общество стало рассматриваться как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной[2]. Системный характер позволил более четко определить место политики в жизни общества.
Исходя из данного учения политическая система общества состоит из следующих взаимодействующих подсистем:
- институциональная (государство, политические партии и иные общественные объединения);
- нормативная (правовые, моральные, нравственные и иные регулятивные факторы, влияющие на выбор поведенческих мотивов граждан);
- функциональная (включает в себя совокупность применяемых государством методов осуществления властных полномочий);
- коммуникативная (определяет совокупность форм взаимодействия, принятых внутри политической системы и вне ее - во взаимодействии с другими политическими системами).
Политическая система общества - это представленные в едином целостном (системном) комплексе государственные и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти[3]. Основными элементами политической системы являются:
а) само государство;
б) негосударственные структуры;
в) органы местного самоуправления.
Государство и его органы (государственный аппарат и государственные служащие) осуществляют основной объем властвования или, что практически одно и то же, государственного управления. Государство - ядро политической системы общества, главный системообразующий фактор и элемент.
Политическая система общества развивается и трансформируется в более сложную системную связь совместно с развитием государства. Этот процесс носит постоянный характер. Необходимо отметить, что власть занимает столько места, сколько ей позволяет это сделать общество.
К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего, относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод.
Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Конституция Российской Федерации установила "политическое многообразие" и многопартийность[4]. Это является важнейшим показателем демократизма любой развитой политической системы общества. Для стран с авторитарными политическими режимами, становящимися на путь демократических преобразований, но не имеющих соответствующего опыта, в этом кроется и определенный негативный момент. В эти периоды государство, в силу объективных причин (переходный период), не всегда бывает готовым эффективно отстаивать свои интересы.
В середине 90-х годов XX столетия в России количество зарегистрированных политических партий и общественных движений составляло более 140[5]. Их формирование осуществлялось на фоне отсутствия разработанного "партийного" законодательства - на базе гражданского законодательства, определяющего порядок создания обычного юридического лица. По оценкам специалистов, в середине 70-х годов XX столетия в более чем 100 государствах - членах ООН действовало свыше 500 политических партий.
Другие публикации:
Бизнес и развитие партий
Во всех странах важным фактором влияния на состояние партийной системы является бизнес, для которого партии являются достаточно удобным инструментом лоббирования их собственных интересов. Нередко крупные предприниматели, действуя по принц ...
Программы мира 70-х гг.: цели, этапы, тупики
Усилившееся экономическое и технологическое отставание совет – блока «компенсировалось» наращиванием военно – космической мощи СССР, укреплением «сплоченности» социалистического лагеря, идеологической экспансией преимущество в конфликтных ...
Роль института президентской власти в Республике Беларусь
Возникновение института президентства в Республике Беларусь, необходимость учреждения поста президента было обусловлено совокупностью социально-политических и правовых факторов. Среди них: кардинальные изменения в политической системе гос ...