А
Страница 3

Анархия

(от греч. anarchia - безвластие, безначалие) - идеал общественного устройства, исключающий государствен­ную власть, основанный на самоуправлении отдельных ком­мун, общин, семей и других первичных общностей людей. Идея анархии первоначально была выражена Платоном (427-347 гг. до н. э.). Позднее она распространилась в уто­пиях Средневековья, стала содержанием учений У. Гудвина, М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина, некоторых современных политических деятелей. В обыденном сознании А. - беспорядок в общественной жизни, дезоргани­зация, беззаконие, отсутствие руководящего начала в реаль­ных процессах.

Анклав

(от лат. inclavare - запирать на ключ) - терри­тория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон сухопутной территорией другого государства или государств (например, бельгийские А. Барле-Нассау и Барле-Хорти на территории Нидерландов, анклав ФРГ Бю-зенген на территории Швейцарии и т. п.). Являясь неотъем­лемой частью того государства, которому он принадлежит, А. вместе с тем существует и особых условиях, связанных с организацией политического, экономического и другого взаи­модействия А. с основной территорией государства, а также с порядком и правилами проезда на его территорию через тер­риторию других стран, что зависит от характера заключенных в связи с этим договоров и культурой (точностью) их исполнения.

А., имеющий выход в море, примято называть полуанкла­вом (например, испанские территории Суета и Мелилья, окруженные территорией Марокко, по имеющие выход в Сре­диземное море).

Аномия

(от греч. а .+nomos беззаконие, безнормность) - состояние общества или его части, при котором его члены, зная о существовании тех или иных нормативно-пра­вовых, нравственных норм, не выполняют их, относятся к ним отрицательно или равнодушно.

К причинам появления А. относят: 1) утрату институ­тами и учреждениями, промежуточными между человеком и государством, своих прежних функций носителей власти и расширение границ «индивидуализации» общества. Это про­исходит, как правило, в условиях перехода общества в новую фазу своего развития, когда противоречия между потребно­стями членов общества и возможностями по их удовлетворе­нию постоянно нарастают, а моральная саморегуляция обще­ства ослабевает (подрывается сила коллективного мораль­ного надзора и поддержки, происходит крушение до этого твердых жизненных норм и образцов поведения общества); 2) несогласованность, конфликт между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, когда люди не могут достичь морально поддерживаемых обществом целей им же установленными средствами.

Состояние А. общества, группы или индивида обычно сопровождается отказом от признания единых морально-правовых основ деятельности по достижению общих социально значимых целей и стремлением либо подчинить свою линию поведения наиболее сильному влиянию, либо выработать собственную, новаторскую, отличную от всех тактику деятельности.

В зарубежной литературе теория А. разрабатывалась в трудах Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

Апатридизм

(аполидизм) (от греч. а . + . patris - не имеющий родины; а .+…polis - лишенный отечества - безгосударственность) – термин, обозначающий социально-пра­вовое положение лиц, не имеющих гражданства или поддан­ства ни одного из государств мира.

В основном А. наступает вследствие расхождений в зако­нодательствах различных государств о гражданстве после того, как лицо утрачивает гражданство одного государства и не приобретает никакого другого (изменение в семейном поло­жении и выезд за рубеж, добровольная политическая эмигра­ция, лишение гражданства и высылка из страны и т. п.).

Несмотря на то, что лица, утратившие гражданство, пол­ностью подчиняются законам страны пребывания, они огра­ничиваются, как правило, в правах (например, избирательное право) и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту, предоставляемую посольствами лицам других государств.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Внешнеполитические аспекты национальной и региональной безопасности
Безопасность и стабильность на Северном Кавказе во многих отношениях зависит от положения в соседних южных странах ближнего и дальнего зарубежья. С точки зрения региональной и национальной безопасности важнейшими акторами во внешнеполити ...

Социокультурная идентичность и политическая позиция
В своей политической позиции человек никогда не бывает ограничен лишь рамками социокультурной идентичности. Амплитуда альтернативных возможностей политического самоопределения достаточно широка. Современная политическая психология обозна ...

Политическая география Ф. Ратцеля
Главный труд Ратцеля “Политическая география” (“Politische Geographic”) увидел свет в 1897 г. В этой работе Ратцель показывает, что почва является основополагающей неизменной данностью, вокруг которой вращаются интересы народов. Движение ...