Уполномоченные по правам человека (омбудсманы).

Политические публикации » Разделение властей в российском обществе » Уполномоченные по правам человека (омбудсманы).

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный содействует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию прав, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, развитию международного сотрудничества и правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод (правозащитные функции в различной мере осуществляют Президент РФ, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, суды, органы прокуратуры, многие исполнительные органы). Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, на решения, действия, бездействие государственных органов (за исключением законодательных органов), органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в административном или судебном порядке, но не согласен с решениями, принятым по жалобе, а также самостоятельно принимает меры по защите прав лиц, не способных самостоятельно защищать свои права, а также в случаях массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан. Уполномоченный может проводить совместно или с другими должностными лицами проверки, направляет обращения в суд, в прокуратуру, в другие компетентные органы, направляет заключения, предложения и рекомендации, опубликовывает ежегодные доклады. Он вправе беспрепятственно посещать государственные органы и различные негосударственные организации, запрашивать информацию и материалы.

Уполномоченный назначается Государственной Думой. "Назначение омбудсмана парламентом - общее правило (хотя оно и знает некоторые исключения) в мировой практике".[29] Однако Уполномоченный по правам человека в РФ при осуществлении своих полномочий независим и никому не подотчётен. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом. Уполномоченный не является должностным лицом Федерального Собрания, а его рабочий аппарат - его структурным подразделением. Уполномоченный имеет большую степень независимости, чем Счётная палата РФ. В субъектах РФ в соответствии с их законодательством также может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека.

Что касается места Уполномоченного в системе разделения властей, то, как констатируют В.В.Бойцова и Л.В.Бойцова, "вопрос о месте омбудсмана в системе разделения властей ещё не стал предметом рассмотрения в юридической науке и остаётся открытым"[30]. И всё же рискну провести некоторую аналогию. Дело в том, что функция Уполномоченного имеет сходство с одним из направлений прокурорского надзора - надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Сходны и многие полномочия Уполномоченного и прокуроров, например, по рассмотрению жалоб, по проведению проверок, по обращению в суд, хотя компетенция и государственно-властные полномочия Уполномоченного значительно уже компетенции прокуратуры и государственно-властных полномочий прокуроров. Некоторое дублирование функций и полномочий в данном случае вполне корректно. Рассматривая жалобы граждан на нарушения их прав и свобод, закреплённых в Конституции РФ, в международных договорах РФ, в федеральных законах, Уполномоченный тем самым выявляет их нарушения и способствует их устранению и тем самым вовлекается в осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства. Поэтому Уполномоченного, на мой взгляд, можно отнести вместе с прокуратурой и Счётной палатой к проблематичной "контрольно-надзорной власти".


Другие публикации:

Смешанная избирательная система
Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. Так, избирательное право ФРГ характеризуется как пропорциональное с сильным элементом мажоритаризма. В соответ ...

Глава I
Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Мировая экономическая и политическая культура конца XX - начала XXI века формируется такими системными процессами, как интернационализация, глобализация и интеграция. Эти процессы в мир ...

Сравнительный анализ проекта П.И.Пестеля и Н.М. Муравьева
В сфере национальной политики единственный достаточно основательный и разработанный проект был представлен лишь в «Русской Правде». Конституция по этому поводу декларировала лишь норму о лишении кочующих народов гражданских прав, а Манифе ...